Ту-95МС
Ту-95МС, стратегический самолёт-ракетоносец. Носитель крылатых ракет большой дальности в ядерном и обычном снаряжении. Предназначен для поражения целей без захода в зону действия противовоздушной обороны (ПВО) противника. Является модифицированной версией самолёта Ту-95 и одним из существенных элементов российских авиационных стратегических сил.
Ту-95МС является составной частью ударного авиационного комплекса, в который входят самолёт-носитель, ракеты класса «воздух – поверхность» и бортовой комплекс обороны.
В ходе серийной постройки Ту-95МС неоднократно модернизировался. Улучшался состав бортового оборудования, вводились новые системы. Официальное кодовое обозначение, принятое в НАТО, – Bear («Медведь»).
Разработка и принятие на вооружение
Разработка самолёта Ту-95МС осуществлялась ОКБ А. Н. Туполева (ныне ПАО «Туполев» в составе ПАО «ОАК» под управлением государственной корпорации «Ростех») как модификация стратегического бомбардировщика Ту-95, стоявшего на вооружении отечественных ВВС с 1957 г. Основой создания последнего стал дальний противолодочный самолёт Ту-142 и его дальнейшие модификации Ту-142М и Ту-142МК. Выбор этих моделей в качестве основы для создания Ту-95МС был обусловлен усовершенствованным крылом, позволившим увеличить дальность полёта.
В отличие от базовой модели Ту-95, которая разрабатывалась как стратегический бомбардировщик, самолет Ту-95МС проектировался под крылатые ракеты большой дальности Х-55 (РКВ-500А4). Решение о создании модели Ту-95МС с размещением крылатых ракет Х-55, а также новой катапультной установкой было принято в 1978 г. Первый полет опытный Ту-95МС совершил с экипажем лётчика-испытателя Н. Е. Кульчицкого 14 сентября 1979 г. После выполнения большого объёма испытаний и доводок этот самолет был запущен в серию в 1981 г. В 1989 г. на самолете было установлено 60 рекордов скорости и высоты полёта с грузом.
Особенности конструкции
Цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом большого удлинения и однокилевым оперением. Силовая установка Ту-95МС состоит из четырёх турбовинтовых двигателей (ТВД) НК-12MП с соосными четырёхлопастными винтами АВ-60К. Является самым скоростным в мире самолётом с ТВД. Топливо на самолёте размещается в восьми загерметизированных отсеках кессонной части крыла (кессон-баках) и в трёх мягких баках в центроплане и задней части фюзеляжа. Заправка топливом централизованная. Самолёт оснащён системой дозаправки в воздухе.
Состав оборудования самолёта
Ту-95МС оснащён навигационно-прицельным комплексом с БРЛС «Обзор». На ракетоносце установлен бортовой комплекс обороны, включающий средства разведки, а также системы постановки активных и пассивных помех.
Ту-95МС получил новый прицельно-навигационный комплекс, который позволяет использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101.
Лётно-технические характеристики
Лётно-технические характеристики стратегического самолёта-ракетоносца Ту-95МС
Характеристика | Значение |
Экипаж самолёта, человек | 7 |
Длина самолёта, м | 47,09 |
Размах крыла, м | 50,05 |
Высота самолёта, м | 13,20 |
Масса, кг: |
|
Тип двигателя | ТВД НК-12М (МВ) |
Мощность, л. с. | 4×15 000 |
Боевая нагрузка, кг | 20 000/25 000 |
Применение
В ноябре 2015 г. самолёты Ту-95МС приняли участие в боевых действиях в Сирии. Эти самолеты совершили полёт с двумя дозаправками в воздухе и над Средиземным морем осуществили пуски новейших крылатых ракет Х-101 и Х-555 в обычном снаряжении по заданным объектам. Эти ракеты были впервые применены в реальных боевых условиях.
Очередная модернизация
В ходе очередной модернизации по доведению модели Ту-95МС до версии Ту-95МСМ самолёт получает модернизированные двигатели и систему управления вооружением, а также более совершенную систему управления самолётом, новые пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, радиолокационную станцию, средства объективного контроля. Благодаря этому существенно улучшаются лётно-технические характеристики, в том числе увеличивается дальность полёта.