Ту-22М3
Ту-22М3, дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Предназначен для поражения морских и наземных целей управляемыми ракетами и авиационными бомбами. Носитель ядерных и обычных бомб и ракет (аэробаллистических и крылатых). Кодификация НАТО – Backfire.
Разработка и принятие на вооружение
Разработка ОКБ А. Н. Туполева (в настоящее время ПАО «Туполев»). Первый опытный Ту-22М3 совершил первый полёт 20 июня 1977 г. С 1978 г. самолёт запущен в серийное производство (некоторое время производился параллельно с моделью Ту-22М2). Принят на вооружение в 1989 г.
Особенности конструкции
Самолёт Ту-22М3 выполнен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана, с крылом изменяемой стреловидности, со стреловидным оперением и трёхопорным шасси с передней опорой. При изготовлении использованы алюминиевые и титановые сплавы, стальные конструкции и неметаллические материалы.
Самолёт имеет фюзеляж типа полумонокок. В носовой части фюзеляжа размещаются радиолокационная станция (РЛС), кабина экипажа, технические отсеки для оборудования и ниша передней опоры шасси. Рабочие места экипажа оснащаются катапультными креслами. Экипаж состоит из четырёх человек. В средней части фюзеляжа установлены топливные баки, грузоотсек со створками, каналы воздухозаборников и ниши основных опор шасси. В хвостовой части фюзеляжа размещены двигатели и отсек тормозного парашюта.
Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Механизация крыла включает предкрылки, закрылки и интерцепторы, которые работают дифференциально по крену и синхронно (как тормозные щитки), с сохранением функции поперечного управления.
Стабилизатор – цельноповоротный. При больших углах стреловидности поворотных консолей крыла для управления по крену используется дифференциальное отклонение консолей стабилизатора.
Вертикальное оперение состоит из форкиля и руля направления.
Силовая установка
Силовая установка состоит из двух двигателей ТРДДФ НК-25 с форсажными камерами, регулируемых многорежимных воздухозаборников с горизонтальным клином и створками подпитки, бортовой вспомогательной силовой установки, топливной и масляной систем, систем управления и контроля агрегатов силовой установки.
Вспомогательная силовая установка (ВСУ) ТА-6А, размещаемая в форкиле, обеспечивает запуск двигателей на земле и, в случае отказа, – в полёте. Также ВСУ осуществляет питание самолётных систем воздухом на земле и в отдельных случаях – в полёте.
Состав оборудования
Основой оборудования Ту-22М3 является пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) – цифровой, сопряжённый с инерциальными навигационными системами. ПНК обеспечивает автоматическое решение навигационных задач, ручной, автоматический и полуавтоматический полёт по маршруту с обеспечением предпосадочного манёвра и захода на посадку. Также ПНК выдаёт необходимую информацию для автоматического выхода самолёта в заданный район в заданное время и обеспечивает системы и экипаж необходимой навигационной информацией.
В состав оборудования включены средства ближней и дальней навигации, автоматический радиокомпас, прицельно-навигационная РЛС, сопрягаемая с системой управления и наведения ракет Х-22.
Комплекс связи самолёта представлен УКВ- и КВ- приёмопередающими радиостанциями, а также самолётными переговорными устройствами для обеспечения внутрисамолётной связи между членами экипажа.
На самолёте установлены комплекс радиоэлектронного противодействия «Урал-М» и автомат пассивных помех.
Предусмотрено аварийное покидание Ту-22М3 экипажем от нулевой отметки до высоты практического потолка с помощью катапультных кресел.
Лётно-технические характеристики и вооружение
По суммарной боевой эффективности Ту-22М3 превосходит предшествующую модель (Ту-22М2).
Основные лётно-технические характеристики Ту-22М3
Характеристика | Значение |
Экипаж, чел. | 4 |
Размах крыла, м: |
|
Длина самолета, м | 41,46 |
Высота самолета, м | 11,05 |
Площадь крыла, м2: |
|
Масса, кг: |
|
Масса топлива, кг | 53 550 |
Тип двигателя | ДТРДФ НК-25 |
Тяга, кгс: |
|
Максимальная скорость, км/ч: |
|
Крейсерская скорость, км/ч | 930 |
Практическая дальность, км | 7 000 |
Боевой радиус действия, км: |
|
Практический потолок, м | 13 300 |
Боевая нагрузка, кг – номинальная |
12 000 |
Модификации
В КБ Туполева прорабатывались различные варианты применения самолёта Ту-22М3. В частности, был создан и производился малой серией самолёт-разведчик Ту-22МР. Создавались проекты комплексов дальнего перехвата Ту-22ДП, постановщика помех Ту-22МП. Также рассматривался вариант создания на базе Ту-22М3 сверхзвукового административного самолёта Ту-334.
В 2018 г. в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации был создан первый глубоко модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М. На самолёте установлен новый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования на отечественной элементной базе. Достигнуто значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса, включая повышение боевой эффективности и увеличение боевого радиуса. Первый полёт Ту-22М3М совершил 28 декабря 2018 г. Модернизация до уровня Ту-22М3М позволила значительно увеличить дальность боевого применения бомбардировщика.
Боевое применение
Ту-22М3 применялись для массированных бомбардировок Пандшерского ущелья в рамках операции по прикрытию вывода 40-й армии из Афганистана, что позволило осуществить данную операцию без потерь.
Впоследствии Ту-22М3 использовались в ходе контртеррористической операции на территории Чечни и приграничных регионов Северного Кавказа в 1999–2009 гг., в 2008 г. были задействованы в ходе спецоперации по принуждению к миру на территории Грузии, Абхазии и Южной Осетии.
Ту-22М3 использовались также для уничтожения живой силы, техники, складов «Исламского государства» (ИГ) с боеприпасами и горючим в Сирии.
С начала Специальной военной операции на Украине Ту-22М3 успешно выполняют поставленные перед ними боевые задачи.