Ту-160
Ту-160, стратегический ракетоносец-бомбардировщик, носитель ядерных и обычных средств поражения, авиационный компонент ядерной триады Российской Федерации. Предназначен для поражения объектов в удалённых географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Способен действовать без захода в зону противовоздушной обороны (ПВО) противника. Кодификация НАТО: Blackjack. Неофициальное название в российских средствах массовой информации – «Белый лебедь».
Ту-160 является составной частью ударного авиационного комплекса, в который входят самолёт-носитель, ракеты класса «воздух – поверхность», бомбовая нагрузка и бортовой комплекс обороны.
Разработка и принятие на вооружение
К работам по созданию стратегического межконтинентального самолёта конструкторское бюро (КБ) А. Н. Туполева приступило в 1969 г. Параллельные разработки вели КБ П. О. Сухого и КБ В. М. Мясищева. К 1972 г. аванпроект первого варианта самолёта «160» был разработан и представлен научно-техническому комитету ВВС.
26 июня 1974 г. вышло постановление Совета Министров СССР, согласно которому ОКБ имени А. Н. Туполева поручалась разработка стратегического многоцелевого бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 с четырьмя двигателями НК-32 на базе принятого аванпроекта.
Выполнение программы Ту-160 потребовало от отечественной авиационной промышленности разработки новых методов проектирования и расчётов, а также решения комплекса проблем, связанных с очередным этапом её технического перевооружения, созданием и освоением новых композиционных материалов, созданием нового уникального технологического и станочного оборудования.
Первый лётный экземпляр самолёта (изделие «70-01») заложили в постройку на Московском машиностроительном заводе «Опыт» в 1977 г. с привлечением к этой работе всех его филиалов. Одновременно с этим на серийном авиационном заводе в Казани (Казанское авиационное производственное объединение [КАПО] имени С. П. Горбунова) шла подготовка к полномасштабному производству бомбардировщика.
18 декабря 1981 г. первый опытный самолёт, пилотируемый экипажем Б. И. Веремея, впервые поднялся в воздух с аэродрома ЛИИ МАП в городе Жуковском. С октября 1984 г. лётные испытания велись уже на 2 самолётах. В совместных государственных испытаниях принимали участие 2 опытных и 4 серийных самолёта.
В апреле 1987 г. Ту-160 начал поступать на вооружение 184-го гвардейского полка (Прилуки, Украина). Первые полёты состоялись 12 мая 1987 г.
В начале освоения Ту-160 в полку было всего 2 таких самолёта, к концу 1988 г. – 10, а на начало декабря 1991 г. – 19.
С освоением ракетного вооружения Ту-160 в полной мере стало возможным характеризовать как стратегический ударный комплекс. Досягаемость объектов удара составила более 9 тыс. км, а при дозаправке в воздухе – более 12–13 тыс. км.
Несмотря на все достижения, самолёт долго находился в опытно-войсковой эксплуатации. И только после своего полёта на Ту-160 16 августа 2005 г. Президент РФ В. В. Путин подписал Указ от 31 декабря 2005 г. о принятии самолёта на вооружение. В 2015 г. было принято решение о возобновлении производства Ту-160 на КАПО имени С. П. Горбунова.
Создание Ту-160 явилось большим успехом авиационной промышленности СССР. Оно позволило приобрести и накопить опыт создания серийных образцов тяжёлых сверхзвуковых боевых самолётов. Высокие лётные характеристики Ту-160 подтверждены 44 мировыми рекордами.
Задел, полученный при создании Ту-160, реализуется в его новых модификациях – Ту-160М и Ту-160М2, а также перспективном авиационном комплексе дальней авиации (ПАК ДА).
Модернизация Ту-160
В 2021 г. завершена глубокая модернизация ракетоносца Ту-160. При сохранении прежнего облика самолёта на новой технологической базе с использованием цифровых технологий создана новая машина Ту-160М с новыми двигателями НК-32-02, бортовым оборудованием и агрегатами. Полностью оцифрована вся документация по самолёту.
Обновлено оборудование цехов, модернизирована лётно-испытательная база, запущена в работу крупнейшая в мире установка электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига титана. Восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планёра самолёта, сформирована новая кооперация из предприятий промышленности в областях авиастроения, машиностроения, приборостроения и металлургии.
В процессе создания Ту-160М оформлено 834 патента и разработано 474 новых технических решений.
Ту-160М являются глубоко модернизированными строевыми машинами. Машины новой сборки обозначаются индексом Ту-160М2. Первый серийный ракетоносец Ту-160М2 совершил свой первый полёт 12 января 2023 г.
Особенности конструкции
Ту-160 – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт. Это самый тяжёлый боевой самолёт в мире, обладающий наибольшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой.
Самолёт Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными стабилизатором и килем, а также с трёхопорным шасси. 4 турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой (ТРДДФ) НК-32 установлены попарно в мотогондолах в нижней части фюзеляжа.
Основные материалы планёра – титан, термообработанные алюминиевые сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы.
Экипаж Ту-160 состоит из 4 человек, размещаемых в общей гермокабине.
Состав оборудования и вооружение
Самолёт Ту-160 снабжён современным пилотажно-навигационным и радиотехническим оборудованием, в том числе специальным комплексом управления вооружением. Оборудование обеспечивает автоматический полёт и боевое применение всей номенклатуры вооружения.
На Ту-160 установлена сдублированная инерциальная навигационная система, система астронавигации, аппаратура спутниковой навигации, многоканальный цифровой комплекс связи и развитая система радиоэлектронной борьбы, обеспечивающая обнаружение радиолокационных станций противника в широком диапазоне, постановку мощных активных и пассивных помех.
Ту-160 имеет систему дозаправки топливом в полёте типа «шланг-конус».
Основное вооружение состоит из стратегических крылатых ракет (КР) воздушного базирования типа Х-55. Оно позволяет наносить ядерные удары по целям с заранее заданными координатами. Вооружение располагается в 2 грузовых отсеках: переднем и заднем. Система вооружения Ту-160 рассчитана на применение бомбового вооружения, в том числе корректируемых авиабомб (КАБ). Прицельно-навигационный комплекс предназначен для обнаружения и опознавания на большом удалении наземных и морских целей, управления средствами их поражения, а также для решения задач навигации и самолётовождения.
Бортовой комплекс обороны позволяет обнаружить средства ПВО противника, засечь их положение, заглушить помехами или поставить за самолётом завесу из ложных целей. В хвостовом конусе размещены многочисленные контейнеры с инфракрасными ловушками и дипольными отражателями.
В составе оборудования также имеется система спасения экипажа. Каждое из 4 рабочих мест экипажа оборудовано катапультируемым креслом К-36Л, которое обеспечивает спасение во всех аварийных ситуациях и случаях боевого поражения во всём диапазоне высот полёта и на земле. Система обеспечивает принудительное и раздельное катапультирование членов экипажа.
Лётно-технические характеристики
Лётно-технические характеристики межконтинентального стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160
Характеристика | Значение |
Экипаж, человек | 4 |
Размах крыла, м: |
|
Длина самолёта, м | 54,10 |
Высота самолёта, м | 13,20 |
Площадь крыла, м2 | 360 |
Масса, кг: |
|
Масса топлива, кг | 148 000 |
Тип двигателя | ТРДДФ НК-32 |
Тяга, кН: |
|
Максимальная скорость, км/ч: |
|
Крейсерская скорость, км/ч | 850 |
Практическая дальность, км: |
|
Продолжительность полёта, ч | 15 |
Максимальная скороподъёмность, м/мин | 4200 |
Практический потолок, м | 15 600 |
Максимальная перегрузка, g | 2,0 |
Вооружение | В 2 внутрифюзеляжных грузовых отсеках размещается различная целевая нагрузка общей массой стандартно – 22 500 кг, максимально – до 40 000 кг: в том числе 2 барабанные пусковые установки (ПУ) с 6 стратегическими и тактическими КР – Х-55 и Х-55М, 2 барабанные ПУ с 12 аэробаллистическими управляемыми ракетами малой дальности Х-15 (М = 5,0) с ядерными и неядерными боевыми частями, КАБ различных типов – до КАБ-1500, термоядерные и обычные бомбы, мины |
Применение
Самолёты Ту-160 принимают участие во всех крупных учениях Военно-воздушных сил (ВВС) и Военно-космических сил (ВКС) РФ, в полётах на боевое патрулирование и в воздушных парадах.
В период с 6 по 19 сентября 2008 г. был осуществлён дружественный визит в Республику Венесуэла 2 самолётов Ту-160 с базового аэродрома Энгельс на аэродром Либертадор близ г. Маракай.
В ноябре 2015 г. Ту-160 приняли участие в боевых действиях в Сирии. Одна из пар выполнила полёт с дозаправкой топливом в воздухе в обход Европы и со стороны Средиземного моря осуществила пуск новейших КР – Х-101 и Х-555 в обычном снаряжении по заданным объектам. Эти ракеты были впервые применены в реальных боевых условиях, высокие боевые возможности как ракет, так и авиационного комплекса в целом были подтверждены.