«Новая жертва» (сериал)
«Но́вая же́ртва» (португ. «A Próxima Vítima»), бразильский сериал в жанре теленовеллы. Произведён и показан телеканалом TV Globo в 1995 г. Автором сценария выступил С. ди Абреу, главным режиссёром – Ж. Фернанду. Состоит из 203 эпизодов средней продолжительностью около 50 мин. Сюжет, сочетающий мелодраматическую и детективную линии, повествует о череде взаимосвязанных убийств в Сан-Паулу.
Сюжет
События сериала разворачиваются в Сан-Паулу. В центре сюжета находится любовная история Аны Карвалью (С. Виейра), хозяйки итальянского ресторана и матери троих детей от любовника Марселу, с которым она уже 20 лет состоит в отношениях. Для Марселу это не единственный роман: помимо жены Фрачески Феррету (Т. Рашел), брак с которой был заключён по расчёту, он состоит в отношениях с племянницей последней – Изабеллой (К. Оана). В Ану также влюблён зеленщик Жука (Т. Рамос), сводный брат Марселу. Его чувства остаются незамеченными, потому что Ана верна своему любовнику.
Помимо Франчески в особняке семейства Феррету живут 3 её сестры: Филомена (А. Балабанян) с мужем Элизеу (Дж. Гуарниери) – истинная хозяйка дома, контролирующая все дела семьи; Кармела (Й. Магальяйнс), обиженная на бросившего её мужа и возлагающая надежды на дочь Изабеллу; Романа (Р. Муртинью), живущая с приёмным сыном Бруно (А. Боржис), который в действительности является её любовником.
Со временем Франческа узнаёт о связи Марселу и Аны и планирует их изобличить, когда оба оказываются в другом городе. Однако в аэропорту, откуда она должна была вылететь, Франческа погибает от яда. Её смерть даёт начало серии, на первый взгляд, немотивированных и не связанных между собой убийств.
Череду смертей начинает расследовать полицейский детектив Олаву (П. Бетти). Параллельно собственное расследование начинает студентка юридического факультета Ирени (В. Пасмантер), которая от рук убийцы теряет отца Элиу (Ф. Куоку) и тётю Жулию (Г. Менезес). Ирени обнаруживает, что все убитые перед смертью получали китайский гороскоп, а каждой из жертв соответствует свой знак зодиака.
Распутывая убийства, Ирени и Олаво узнают, что жертвы связаны между собой – все они знали об убийстве Жижиу ди Анжелиса (К. Э. Долабелла), совершённом в 1968 г. мужем Кармелы – Адалберту (С. Тире). Полиция выходит на след Адалберту: в последней сцене он пытается скрыться и погибает.
Для международной версии теленовеллы была снята альтернативная концовка, в которой убийцей оказывался брат Аны – Улисс Карвалью (О. Аугусту). Он избавлялся от свидетелей убийства, которые не выдали истинного преступника и тем самым обрекли на неправедное обвинение и заключение его отца. Не сумев сбежать от полиции, Улисс покончил собой, предварительно рассказав свою историю.
Рецепция и критика
Теленовелла оказалась крайне успешным для телеканала TV Globo проектом. Согласно исследованию Бразильского института публичного мнения и статистики (Ibope), последнюю серию сериала «Новая жертва» только в агломерации Сан-Паулу посмотрели около 6,4 млн зрителей.
На фоне повышенного внимания к сюжету теленовеллы публики и прессы в процесс её производства были внесены существенные коррективы. Так, чтобы удержать в секрете развязку, С. ди Абреу написал 3 разных её варианта. Финальная сцена была снята в день показа последнего эпизода, причём актёры ознакомились с диалогами только на съёмочной площадке.
В 1995 г. сериал получил премию Ассоциации критиков искусства Сан-Паулу (APCA) в трёх категориях: «Лучшая новелла», «Лучшая актриса» (А. Балабанян) и «Лучший исполнитель роли второго плана» (Ф. Мильяччо), а также главную премию Бразилии Troféu Imprensa в двух категориях: «Лучшая новелла» и «Лучшая актриса» (Балабанян). В 1996 г. теленовелла отмечена премией журнала Contigo! в 10 категориях.
Экспортная версия теленовеллы была показана более чем в 20 странах, в том числе на Кубе, в США, Мексике, Венгрии, Литве и Чехии. В России сериал демонстрировался в июле 1996 – январе 1997 гг. по телеканалу ОРТ. Повторные показы шли по каналам «Столица», ТНТ, М1 и «Стрела».
Критики ставили в заслугу создателям теленовеллы обращение к некоторым темам, которые выделяли проект среди других образцов жанра. В частности, «Новая жертва» стал первым бразильским сериалом, в котором показана чернокожая семья, принадлежащая к среднему классу. В ленте продемонстрированы расовые предрассудки белых к чёрным и наоборот. Такое изображение межрасовых отношений противоречило господствовавшим в то время представлениям о гармоничном сосуществовании разных рас в Бразилии.
Кроме того, в теленовелле представлены разные типы сексуальных отношений, в 1990-е гг. не признававшихся нормативными. Так, критики отмечали изображение гетеросексуальных пар с большой разницей в возрасте в пользу женщины. Изображались и другие социальные темы, в то время не характерные для теленовелл: проституция и трудности ресоциализации бывших наркозависимых.