Невербальные коммуникации (в менеджменте)
Неверба́льные коммуника́ции в менеджменте, взаимодействие между лицами без использования слов, речи, языковых инструментов; передача сообщения, воздействие на другого человека через тон голоса, движения, расположение тела и др.
Невербальные коммуникации во многом пересекаются с вербальным взаимодействием и осуществляются параллельно. В отличие от последнего невербальные коммуникации чаще всего самопроизвольны и отличаются искренностью.
При этом передача информации или воздействие осуществляются с помощью тона голоса или таких проявлений, как плач, смех и др., движений (например, жестикуляций), мимики, внешнего вида общающихся, их расположения в пространстве.
Через невербальные коммуникации часто передаётся информация об испытываемых собеседниками эмоциях. При этом, если вербальные сообщения противоречат невербальным, последние воспринимаются как более убедительные.
Отличительной чертой невербальных коммуникаций является их постоянная включённость, т. е. человек транслирует своё состояние, настроение, отношение независимо от того, говорит ли он в данный момент или нет. Смысл невербальных сообщений также во многом обусловлен социальной и культурной средой, в которой живут, развиваются и работают собеседники.
Кроме того, невербальные коммуникации могут выполнять несколько ролей в общении: замена вербальных сообщений при невозможности словесного обмена информацией, подкрепление (усиление) слов, добавление смысла к сказанному, выражение несогласия, упорядочивание процесса общения, передача эмоционального состояния или отношения.
При этом невербальный канал взаимодействия позволяет составить представление о характере собеседника; о том, какие эмоции он испытывает в данный момент, какую роль он играет в своём окружении, что принято в его культурной среде и как он относится к другим людям, в первую очередь к тем, с кем он в настоящий момент общается.
Существуют различные подходы к выделению ключевых компонентов невербальных коммуникаций. Большинство из них сходятся в выделении:
акустических средств коммуникаций, включающих психофизиологические проявления (кашель, смех, вздох и др.) и характеристики голоса (тон, сила, ритмичность и т. д.);
оптических, охватывающих движения собеседника, выражения его лица, зрительный контакт и др.;
тактильно-кинестезических, проявляющихся через кинестетическое взаимодействие людей, например, через объятия, рукопожатия и др.;
ольфакторных (запахи, ароматы).
Так, аромат свежих булочек и кофе от собеседника может сообщить нам, что он хорошо провёл обеденное время и настроен на приятную беседу, но также данный сигнал может легко переключить нас с темы беседы на другие размышления или привлечь наше внимание к кофейне или ресторану. Мягкий, доброжелательный тон говорящего располагает к беседе и создает атмосферу безопасности, а жёсткий, громкий, угрожающий тон заставляет закрыться от собеседника и создать невидимую защитную «стену». Пристальный взгляд, сильное рукопожатие, слишком близкое расположение другого человека по отношению к нам может насторожить, в то же время эти характеристики во многом зависят от культурных особенностей территории, на которой вырос и где живет человек.
Некоторые учёные дополняют данную классификацию вегетативными проявлениями (бледность кожи, румянец на щеках, вспотевшие ладони и т. д.), что также является источником информации для собеседников. Бледность лица может свидетельствовать об обеспокоенности человека либо о его недомогании, румянец – о недавней активности или смущении, вспотевшие ладони – о волнении или страхе.
Кроме того, специалисты обращают внимание на паузы как один из элементов невербальной коммуникации, имеющий множество значений. Пауза может говорить о том, что говорящий хочет привлечь внимание аудитории к сообщению. Заминка также может создать ощущение, что человек чего-то не знает или недоговаривает.
Особенности невербальных средств коммуникации во многом определяются культурой людей, включённых во взаимодействие; их самочувствием (выражение лица, состояние кожи, тон, движения здорового и заболевшего человека могут сильно различаться); профессиональной сферой (например, на производствах с повышенным уровнем шума люди привыкают к тому, что приходится говорить громко); образованностью и воспитанием; положением человека в окружении; владением навыками актёрского мастерства; временным периодом жизни (обычно чем старше человек, тем он становится более медлительным).