Недостаток мониторинга прогресса при решении инсайтных задач
Недоста́ток монито́ринга прогре́сса при реше́нии инса́йтных зада́ч, отсутствие ощущения прогресса при решении определённого класса задач. Данный феномен характеризуется тем, что при решении определённого класса задач люди не ощущают свой прогресс в решении, т. е. у них отсутствует чувство близости к решению. Обнаружен Дж. Меткалф и Д. Уибе и стал основой для экспериментальной процедуры, в рамках которой исследователи, помимо объективных характеристик решения задач, фиксируют субъективные оценки испытуемых.
В исследовании Дж. Меткалф и Д. Уибе испытуемых просили оценивать чувство близости к решению – субъективную оценку того, насколько испытуемый близок к решению задачи. Оценки нужно было давать каждые 15 с до решения или истечения времени. При этом в качестве задач использовались классические инсайтные задачи, анаграммы и алгебраические уравнения. Результаты эксперимента показали, что динамика оценок чувства близости к решению неодинакова для алгебраических уравнений и инсайтных задач с анаграммами. В случае алгебраических уравнений оценки близости к решению росли постепенно по мере продвижения к решению, в то время как для инсайтных задач и анаграмм оценки оставались примерно на одном уровне вплоть до появления решения.
Этот результат – отсутствие ощущения прогресса в решении задачи вплоть до нахождения ответа – был принят исследователями за подтверждение идеи внезапного переструктурирования репрезентации задачи как механизма инсайтного решения и, следовательно, идеи о том, что инсайтные и аналитические решения задач обеспечиваются принципиально разными механизмами.
Исследование Дж. Меткалф и Д. Уибе положило начало повсеместному использованию субъективных шкал в исследованиях инсайта. Однако измерение чувства близости к решению применяется не так часто. В 2010-е гг. были предприняты как удачные (Laukkonen. 2018), так и неудачные (Hedne. 2016) попытки репликации этого эффекта.