Навья-ньяя
На́вья-нья́я (санскр. नव्य न्याय, буквально – новая ньяя), индийская философская школа в рамках брахманистской традиции, разрабатывавшая логико-эпистемологическую и лингвофилософскую проблематику. Сложилась в 13 в. в рамках школы ньяя (параллельно синкретической ньяя-вайшешике, которую также иногда называли навья-ньяя) и процветала до 2-й половины 17 в. До Рагхунатхи Широмани деятельность школы проходила только в Митхиле (север современного штата Бихар), позднее её влияние распространилось по всему субконтиненту. Бо́льшая часть текстов школы до сих пор не опубликована.
Начало навья-ньяе положил Гангеша (1320) в своём фундаментальном труде «Таттвачинтамани». Предложенные им концепции, усовершенствованные в дальнейшем Рагхунатхой Широмани, развивали также Вардхамана (около 1345), Гангадитья (около 1400), Джаядева (Пакшадхара Мишра; 1425–1550), Васудева Сарвабхаума (около 1450–1525), Ручидатта Мишра (около 1505), Матхуранатха Таркавагиша (около 1600–1675), Джагадиша Таркаланкара (16 в.), Гададхара Бхаттачарья (около 1650), Рамарудра Таркавагиша (около 1700).
Последователи навья-ньяи для разработки логико-эпистемологических проблем (в частности, теории дедуктивного рассуждения) создали чрезвычайно сложную терминологию, используя её для логического анализа грамматической формы естественного языка. Понимая (в отличие от эпистемологов «старой» ньяи), что они имеют дело не с объектами, а с описаниями объектов, навья-ньйяики для объяснения перехода от объектов к словесным формулировкам знания о них и решения проблемы обоснования истинности знания создали теорию отношений (самбандха), опосредующих переход от вещей к знаниям. Считая, что в когнитивном акте каждая индивидуальная вещь сама связывает себя с другими вещами посредством бесчисленных самоустанавливающихся отношений (сварупа-самбандха), теоретики навья-ньяи переосмыслили значение основных отношений «старой» ньяи: «внутренней присущности» (самавая), «контакта» (самйога) и «разъединения» (вибхага). Познать объект как таковой для навья-найяика означает мысленно вписать его в структуру мира и всех определяющих его объектно-терминологических отношений и создать его описание (дескрипцию). Отношения использовались для построения концепции вывода (анумана), главная роль в котором приписывалась отношению проникновения (вьяпти).
Последователи навья-ньяи предложили детализированную теорию определений. Особенности санскрита, позволяющего записывать логические выражения одним термином и затем комбинировать эти термины в рассуждении, позволили логикам навья-ньяи поставить и решить такие, например, проблемы, как истинностно-функциональный характер логических связок «и» и «или» и др.
В современной Индии навья-ньяя существует как часть традиционного брахманского образования, а также изучается во многих университетах и институтах специалистами по санскритской литературе, индийской философии и математической логике.