Гангеша
Ганге́ша (Гангеша Упадхьяя, санскр. गंगेश उपाध्याय) (конец 13 в. – 14 в.), индийский философ, логик, основатель школы навья-ньяя (новая ньяя). Родился близ Дарбханги, столицы североиндийского государства Митхила (ныне штат Бихар). Время его наиболее активной деятельности – 1-я половина 14 в. Основное сочинение – «Таттвачинтамани» («Драгоценная мысль об истине») – трактат в 4 разделах, каждый из которых посвящён одному из 4 признаваемых в ньяе источников знания (праман): восприятию (пратьякша), включающему и то, что можно назвать интеллектуальной интуицией; умозаключению (анумана) – дедукции в силлогистических и других формах логического следования; сравнению (упамана) и авторитетному словесному свидетельству (шабда). Важнейшим является 2-й раздел, в котором обсуждается вьяпти (буквально – проникновение) – механизм логического выведения: на каком основании мы констатируем, что наличие на холме дыма «обеспечивает» наличие там и огня? Опровергнув 21 концепцию вьяпти, Гангеша даёт собственное определение: «Вьяпти есть общность места двух терминов умозаключения». Положительное общее суждение: «Везде, где есть дым, есть и огонь» преобразуется вначале в эквивалентное отрицательное: «Никакой случай дыма не встречается в месте, которое не есть место огня», а затем в суждение типа: «Постоянное отсутствие, противоположность которого ограничена дымностью, в месте постоянного отсутствия, противоположность которого ограничена огненностью».
Критическое и систематическое исследование Гангеши положило начало новому, дедуктивному этапу индийской логики. Среди других достижений Гангеши – новый уровень работы с абстракциями, переосмысление концепции небытия, использование символического (хотя и не искусственного) языка.
Другие сочинения Гангеши – «Лакшанаманджари» («Гирлянда определений») и «Лакшанататтва» («Истина определений»). Большинство сочинений последующей навья-ньяи – это комментарии к «Таттвачинтамани», среди наиболее известных комментаторов – Рагхунатха Широмани (15–16 вв.), Джагадиша и Гададхара (17 в.).