Натуар Шарль-Жозеф
Натуа́р Шарль-Жозе́ф (Charles-Joseph Natoire) (3.3.1700, Ним, провинция Лангедок, ныне департамент Гар, Франция – 23.8.1777, Кастель-Гандольфо, Папская область, ныне Италия), французский живописец, гравёр, рисовальщик, декоратор; один из ведущих мастеров рококо. Дворянин (с 1753).
Первые уроки рисования получил от своего отца – скульптора и архитектора Флорана Натуара (около 1667 – 1754). Одна из сестёр Ш.-Ж. Натуара, Жанна Натуар (около 1700 – 1776), – художница, мастер пастели.
В возрасте 17 лет Ш.-Ж. Натуар переехал в Париж, поступил в ученики в мастерскую художника Л. Галлоша, затем учился (как и Ф. Буше) у Ф. Лемуана. В 1721 г. за картину «Жертвоприношение Маноя» (Высшая национальная школа изящных искусств, Париж) удостоен 1-й премии конкурса Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, после чего в качестве пенсионера отправился в Рим (исследователи расходятся в датировке 1-го римского периода; согласно последним исследованиям – 1723–1728. См.: Caviglia-Brunel. Charles-Joseph Natoire. Le dessin ... 2012). В Риме испытал влияние итальянской живописи 16–17 вв. (Caviglia-Brunel. 2001). В 1725 г. удостоен 1-й премии Академии Святого Луки за работу «Моисей, возвращающийся с горы Синай с божественным сиянием вокруг лица» (Галерея Академии Святого Луки, Рим).
Вернувшись в Париж, получил звание академика (1734), представив картину «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея» (Музей Фабра, Монпелье; эскиз «Венера у Вулкана» в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), в которой отмечается непосредственное влияние одноимённой картины Буше (1732, Лувр, Париж; Кудрикова. 2010. С. 483; Французская живопись XVI – первой половины XIX века. Москва, 1982. С. 163). Назначен помощником профессора (1735), профессором (1737) Королевской академии.
Во Франции Натуар выполнял частные и королевские заказы, принимал участие в оформлении дворцовых интерьеров. Первый крупный заказ получил от Ф. Орри, графа де Виньори, генерального контролёра финансов и сюринтенданта королевских строений. Для украшения его замка Ла-Шапель-Годфруа в Шампани Натуар в 1730-е гг. исполнил серии картин «История богов» [«Похищение Европы», Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Похищение Ио», «Юпитер и Геба», «Меркурий и Амур», «Похищение Ганимеда», «Амур, рассыпающий цветы», «Даная», «Освобождение Андромеды» (по П. Веронезе), «Леда и лебедь», все – Музей изящных искусств и археологии, Труа], «Времена года» (утрачены), «История Хлодвига» (шесть работ, все в Музее изящных искусств и археологии, Труа), «История Телемаха» («Телемах у нимфы Калипсо», «Нимфы, сжигающие корабли Телемаха», обе – Эрмитаж; «Воспитание Амура», Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; «Калипсо, слушающая советы Амура», «Телемах, слушающий советы Ментора», обе – Музей изящных искусств и археологии, Труа). Если аллегорические и мифологические сюжеты типичны для рококо и 18 в. в целом, то обращение к истории франков весьма необычно для этого времени и предвосхищает интерес к национальному прошлому, характерный для эпохи романтизма.
В 1734–1741 гг. по заказу генерального интенданта почты П. Г. дю Фора для украшения его парижского особняка и дворца Орсе создал картины с аллегориями четырёх стихий: «Огонь, или Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея», «Земля, или Церера вскармливает Триптолема» (обе – Музей Н. Ролена, Отён), «Воздух, или Юнона и Ирида» (Люксембургский дворец, из коллекции Лувра), «Вода, или Триумф Амфитриты» (местонахождение неизвестно). Композиции были гравированы П. Авеленом и Ж.-Б. Перроно.
В 1737–1738 гг. под руководством Ж. Бофрана, совместно с Буше и Ш. А. Ван Лоо, Натуар принимал участие в оформлении ставших эталонным образцом стиля рококо интерьеров Отеля Субиз, создав для Салона принцессы восемь композиций из цикла «История Психеи».
Неоднократно работал по заказу короля Людовика XV: для апартаментов королевы в Версальском дворце выполнил десюдепорт «Молодость и Добродетель представляют Франции двух принцесс» (1734) и аллегорическую композицию «Красота воспламеняет факел Амура» (1739), для дворца Фонтенбло (большая и малая столовые, кабинет короля) – шесть десюдепортов (1737), для апартаментов Марии-Аделаиды во дворце Марли – четыре картины [«Венера и Нептун», «Аполлон и музы» (обе – местонахождение неизвестно), «Отдых Дианы», «Вакх и Ариадна» (обе – Национальный музей Версальского дворца и Трианона, Версаль); все – около 1743], для версальских апартаментов дофина – «Телемах на острове нимфы Калипсо» (1745), для Большого Трианона – аллегорическую композицию, посвящённую рождению дочери дофина Марии-Зефирины (1750, Национальный музей Версальского дворца и Трианона, Версаль).
Сотрудничал со шпалерными Мануфактурой гобеленов в Париже и Мануфактурой Бове. По заказу П. Г. дю Фора в 1735–1742 гг. работал над картонами серии на сюжеты романа «Дон Кихот» (Национальный музей, замок в Компьене); гобелены были вытканы в единственном экземпляре на Мануфактуре Бове (Музей шпалер, Экс-ан-Прованс). В 1740 г. получил от Ф. Орри для Мануфактуры гобеленов заказ на семь картонов цикла «Антоний и Клеопатра»; исполнил три из них: «Триумф Марка Антония» (Музей изящных искусств, Аррас), «Пир Антония и Клеопатры», «Встреча Антония и Клеопатры в Тарсе» (обе – Музей изящных искусств, Ним). Последняя композиция сохранилась во всех вариантах: рисунок (Эрмитаж, Санкт-Петербург), эскиз (Музей изящных искусств, Руан), картон и гобелен. Шпалеры были вытканы дважды: в 1756–1761 гг. и в 1761–1765 гг.
Неоднократно обращался к религиозному жанру. Для капеллы Сен-Сенфорьен в парижской церкви Сен-Жермен-де-Пре исполнил картину «Святой Стефан перед законоучителями» (1745, Музей изящных искусств, Ренн). Принимал участие в оформлении капеллы Приюта подкидышей при «Отеле-Дьё» в Париже (архитектор Ж. Бофран) (1746–1750; ансамбль погиб при перестройке отеля в 1867–1878), для которой Натуар написал 14 композиций («Поклонение волхвов», «Поклонение пастухов» и др.; Duclaux. 1971; Новосельская. 1975. С. 28–29), включённых в иллюзионистическую живопись с архитектурными обманками (П. А. Брюнетти, К. Гаэтано). Сохранились подготовительные рисунки Натуара (Лувр; Альбертина, Вена), гравюры Э. Фессара 1752–1757 гг. с картин Натуара (Национальная библиотека Франции, Париж, копии: Эрмитаж) и гравюра по рисунку Г. де Сент-Обена, дающая представление об общем виде капеллы (Эрмитаж).
Автор немногочисленных портретов, в которых следовал традициям европейского парадного типа этого жанра (Н.-Ж. де Пари, епископа Орлеана, 1746, Орлеан, Музей изящных искусств; дофина Людовика Французского, 1747, Национальный музей Версальского дворца и Трианона, Версаль).
В 1747 г. удостоен премии в 1500 ливров за картину «Триумф Вакха» (Лувр), представленную на организованном дирекцией Королевских строений академическом конкурсе.
В 1751 г. назначен директором Французской академии в Риме; несмотря на значительный статус, это означало окончание его карьеры во Франции, поскольку лишало его возможности претендовать на должность первого живописца короля. В 1755 г. удостоен ордена Святого Михаила, традиционно вручаемого директорам римской академии.
В 1754–1756 гг. работал над самым монументальным в его творчестве заказом: фреской плафона римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези «Апофеоз святого Людовика» (эскиз – 1756, Музей изобразительных искусств, Брест, Бретань, Франция; роспись была исполнена фрескистом А. Биккьере). Созданная в условиях зарождающегося классицизма под влиянием позднебарочной росписи С. Конки в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме, роспись Натуара была подвергнута критике как обращённая к образцам прошлого.
В последующие годы посвятил себя преподаванию. С целью развития пейзажного жанра организовал для своих учеников занятия рисованием с натуры в Риме и близлежащих местечках – Тиволи, Фраскати и др. Блестящий рисовальщик, выполнил многочисленные графические пейзажи с применением акварели, гуаши, размывки, что позволило достичь в них живописного эффекта («Вид на Форум. Рим», 1763, Британский музей, Лондон). Среди учеников: Ж.-М. Вьен в Париже, Ю. Робер и Ж.-О. Фрагонар – в Риме.
В 1775 г. Натуар оставил пост директора Французской академии в Риме и перебрался в расположенный недалеко от Рима г. Кастель-Гандольфо.