Национальный музей искусства Каталонии
Национа́льный музе́й иску́сства Катало́нии (Museu Nacional d'Art de Catalunya, MNAC), художественное собрание в Барселоне, одно из крупнейших в Испании.
История собрания началась 15 марта 1880 г., когда в часовне Санта-Агата (часть ансамбля Большого королевского дворца в Барселоне) был открыт Провинциальный музей древностей (основан в соответствии с королевским указом от 28 ноября 1879). В нём экспонировались памятники алтарной живописи на дереве (фронталес – см. Антепендиум), изъятые в ходе конфискации церковного имущества в Испании 19 в. Созданию музея способствовал т. н. каталонский ренессанс (Renaixença; 1833–1892) – культурное и социально-политическое движение, стремившееся к возрождению каталанского языка, подъёму национального самосознания и сохранению культурного наследия Каталонии.
В 1888 г. на Всемирной выставке в Барселоне в парке Сьютаделья вместе с экспонатами Провинциального музея древностей широкой публике были впервые представлены памятники живописи романского стиля (на дереве) из собраний нескольких учреждений, в том числе из Королевской академии изящной словесности и Провинциальной академии изящных искусств Барселоны. Помимо памятников средневекового искусства, выставлялись работы каталонских художников 19 в.: М. Фортуни, Л. Ригальт-и-Фарриольса, Р. Марти Альсина и др. По завершении выставки возникла идея объединить произведения каталонского национального искусства в одной экспозиции.
В 1891 г. во Дворце изящных искусств (1888, архитектор А. Фонт-и-Каррерас; разрушен в 1942) открылся Городской музей изящных искусств. Его собрание, активно пополнявшееся благодаря деятельности Совета музеев в Барселоне, в 1915 г. перенесено в более просторное здание старого арсенала Сьютадельи, а само учреждение переименовано в Музей декоративных искусств и археологии. Значительную роль в расширении его коллекции сыграли архитекторы Ж. Пижоан-и-Сотерас и Ж. Пуч-и-Кадафалк, писатели Р. Касельяс и Ж. Фольк-и-Торрес. Они регулярно пополняли фонды романского искусства, выкупая произведения сперва у антикваров и частных лиц, а затем у обедневших приходов, в которые по инициативе Пижоан-и-Сотераса и под покровительством Совета музеев организовывались экспедиции.
В 1919–1923 гг. со стен каталонских приходских церквей, не способных обеспечить должную сохранность памятникам национального художественного наследия, снимались целые фресковые ансамбли. Для этого использовалась особая техника «страппо» (итал. strappo, буквально – разрыв): отделённые от штукатурки фрагменты фрески переносились на холст с помощью казеинового клея, а затем укреплялись на поверхности заранее подготовленных деревянных каркасов, повторявших формы оригинальных апсид. В результате в барселонском Музее декоративных искусств и археологии оказались такие символы романского искусства Каталонии, как фрески из церквей Сан-Климен-де-Тауль, Сан-Жоан-де-Бои, Сан-Кирсе-де-Педрет и др. Причиной срочного переноса фресок послужила угроза их приобретения у обедневших церковных приходов иностранцами. Так, в 1919 г. настенные росписи центральной апсиды монастырской церкви Санта-Мария-де-Мур были изъяты из церкви и проданы американскому бизнесмену И. Поллаку, затем перепроданы коллекционеру Л. Пландиуре и в 1921 г. выкуплены Музеем изящных искусств в Бостоне, где экспонируются и в 1-й четверти 21 в.
Памятники монументальной живописи нуждались в особом способе экспонирования – имитации формы оригинальных церковных апсид. Старое здание музея не могло его обеспечить, поэтому в начале 1930-х гг. коллекция была перенесена в здание Национального дворца на горе Монжуик (1926–1929, архитекторы Э. П. Сендоя, Э. Ката-и-Ката и П. Доменик-и-Роура), построенного ко Всемирной выставке 1929 г. в Барселоне.
Новообразованный Музей каталонского искусства открылся в 1934 г., его первым директором стал Фольк-и-Торрес, один из первых профессиональных исследователей национального искусства Средних веков. В 1990 г. музей получил статус национального. В 1990–2004 гг. здание Национального дворца значительно реконструировано (архитекторы Г. Ауленти и Э. Стеегман): перестроен Овальный зал, демонтирована парадная лестница, изменено архитектурное оформление экспозиции.
Помимо художественных памятников романского стиля, в музее представлено обширное собрание средневековой скульптуры и живописных произведений готики (Каталонии, Арагона, Валенсии и др.), которое начало формироваться практически одновременно с романской коллекцией: работы Б. Бермехо, П. Берругете, Л. Борраса, Б. Мартореля, Ж. Уге и др. В состав коллекции искусства Возрождения и барокко вошли произведения Эль Греко, Аннибале Карраччи, Х. де Риберы, Ф. де Сурбарана и других мастеров. Искусство 19–20 вв. представлено, в частности, работами А. Гауди, Х. Гутьерреса Соланы, Х. Миро, П. Пикассо, О. Родена, А. Сислея, Х. Сорольи, М. Фортуни.
Значительное пополнение фондов музея происходило за счёт пожертвований и приобретений из частных коллекций. В 1932 г. в его состав вошло 1869 произведений искусства из собрания коллекционера Л. Пландиуры (преимущественно искусство 19–20 вв.). Благодаря передаче коллекции Ф. Камбо в 1949 г. в экспозицию были включены произведения крупных мастеров европейского искусства 14–19 вв., в том числе Тициана, П. П. Рубенса, Ж.-О. Фрагонара, а в 2004 г. – 72 живописных и 8 скульптурных памятников из Собрания Тиссена-Борнемисы (среди них работы Фра Беато Анджелико, Таддео Гадди, Л. Карраччи, Тициана, Дж. Б. Тьеполо, Рубенса и Д. Веласкеса).
Музей также является важным исследовательским центром: организует научные конференции и публикует исследования, посвящённые разным вопросам изучения каталонского искусства.