Ауленти Гаэ
Ауле́нти Га́э (Gae Aulenti; Гаэтана Эмилия Ауленти, Gaetanа Emilia Aulenti) (4.12.1927, Палаццоло-делло-Стелла, провинция Фриули, ныне автономный регион Фриули-Венеция-Джулия – 31.10.2012, Милан), итальянский архитектор, дизайнер, сценограф.
Окончила архитектурный факультет Политехнического университета в Милане (1954). Была участником близкого к постмодернизму итальянского архитектурного движения «неолиберти», выступавшего за возвращение к исторической традиции и учёту культурного и архитектурного контекста. Под влиянием архитектора и издателя Э. Н. Роджерса, с которым Ауленти работала в редакции журнала Casabella-Continuità, воспринимала архитектуру в первую очередь как интеллектуальную дисциплину и избегала узкой профессиональной специализации.
Сочетание абстрактных форм модернизма с узнаваемыми историческими элементами, внимание к выбору материалов, инженерии и функциональности, а также близость к постмодернистскому изводу рационализма характерны для стиля Ауленти. Он отразился в интерьерах её собственных квартиры и офиса в Милане (1974) и загородного дома (1975) близ Ассизи, а также во многих работах по реконструкции и приспособлению существующих, чаще всего исторических, сооружений под новые, преимущественно экспозиционные, нужды. Среди них – превращение здания вокзала Орсе в Музей Орсе (1986) и оформление выставочных залов Национального музея современного искусства в Центре Помпиду (1985; оба – в Париже), устройство выставочных пространств в Палаццо Грасси в Венеции (1985–1986) и в папских конюшнях в Квиринальском дворце в Риме (1999), реконструкция площади Кадорна и одноимённой станции метро в Милане (1999–2000) и Национального дворца в Барселоне под экспозицию Национального музея искусства Каталонии (1990–2004), превращение здания Городской библиотеки Сан-Франциско в Музей азиатского искусства (2000–2003). По проекту Ауленти также перестроен международный аэропорт в Перудже (2011).
Она спроектировала интерьеры шоурумов Olivetti в Париже и Буэнос-Айресе (оба – 1966–1967), Fiat в Цюрихе (1969–1970), Брюсселе, Турине (оба – 1970), оформляла для этих компаний экспозиции и выставочные стенды. Разрабатывала экспозиционный дизайн для многочисленных художественных выставок в разных музеях мира. Получила 1-ю премию Миланской триеннале за инсталляцию «Arrivo al Mare» (1964; женский силуэт, вдохновлённый живописью П. Пикассо). Оформила постановку оперы «Суббота» К. Штокхаузена для театра «Ла Скала» (осуществлена во дворце спорта «Сан-Сиро» в Милане, 1984) и многие другие спектакли.
Ауленти проектировала мебель для компаний Knoll (1971–1985), Zanotta (складной стул из нержавеющей стали «April», 1964; журнальный столик «Sanmarco», 1984), светильники для Artemide (1968–1975; «Mezzo Pileo», «Pileino»), сотрудничала с фирмой Louis Vuitton (1988; наручные часы, набор из ручки и карандаша) и др. Одно из самых известных произведений дизайнера – журнальный «стол на колёсиках» (1980; стеклянная столешница, закреплённая на роликах) – вошёл в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Арт-директор журнала Casabella-Continuità (1955–1965), член редакционного совета архитектурного альманаха Lotus (1974–1979).
Преподавала в Университетском институте архитектуры в Венеции (IUAV; 1960–1962) и в Политехническом университете в Милане (1964–1967).
Член Академии Святого Луки в Риме (1983). Кавалер ордена Почётного легиона (1987), лауреат японской премии Praemium Imperiale (1991).