Натансон Морис
На́тансон Мори́с, Морис Александр Натансон (Maurice Alexander Natanson) (26.11.1924, Нью-Йорк – 16.8.1996, Санта-Крус, штат Калифорния), американский философ, социальный теоретик, ученик А. Шюца, представитель экзистенциальной феноменологии.
В 1945 г. получил бакалаврскую степень в Мемориальном университете Линкольна. В 1948 г. получил магистерскую степень в Нью-Йоркском университете, написав выпускную работу о взаимоотношениях психоанализа и эстетики. В 1950 г. получил степень PhD в Университете штата Небраска. Позднее его диссертация была издана в качестве книги «Критика онтологии Жан-Поля Сартра» («A Critique of Jean-Paul Sartre's Ontology», 1951).
Вернувшись в Нью-Йорк, в 1951 г. получил грант Американского совета научных сообществ (ACLS) для обучения в Новой школе социальных исследований. На втором году обучения под руководством А. Шюца написал диссертацию, посвящённую концепции Дж. Г. Мида. В 1953 г. получил вторую степень PhD в области социальных наук.
В 1960–1970-е гг. открыл для широкой аудитории американских исследователей основные идеи феноменологии и экзистенциализма. Преподавал в Хьюстонском университете (1953–1957), Университете Северной Каролины (1957–1965), Калифорнийском университете в Беркли (1964–1965). Был одним из основателей философского факультета Калифорнийского университета в Санта-Крусе, где оставался вплоть до 1976 г. Затем перешёл на факультет философии Йельского университета (1976–1995).
В конце жизни Шюц попросил Натансона взять на себя редактирование первого тома его собрания сочинений. Он был впервые опубликован в 1962 г.
С 1964 по 1968 гг. Натансон был членом исполнительного комитета Общества феноменологии и экзистенциальной философии (SPEP). В 1974 г. был удостоен Национальной книжной премии в области философии и религии за работу «Эдмунд Гуссерль: философ бесконечных задач» (Edmund Husserl: Philosopher of Infinite Tasks, 1973).
На протяжении всей жизни, по собственному признанию Натансона, его особенно интересовали философские проекты трёх мыслителей: Э. Гуссерля, Ж.-П. Сартра и прежде всего А. Шюца. Именно через призму гуссерлевской концепции сознания, экзистенциальной проблематики свободы и выбора, но в первую очередь – шюцевской «феноменологии естественной установки», Натансон рассматривает вопросы самосознания и устройства социального мира. Одним из ключевых пунктов его исследовательской программы является обнаружение экзистенциального плана трансцендентального Я.
Натансон исходит из того, что самосознание и социальные типизации (в предельном смысле) несовместимы друг с другом. Отсюда возникает напряжение между подлинной самоидентификацией и принятием социальных ролей, при котором уникальное Я становится анонимным, типичным, усреднённым «кем угодно», от нем. das Man. Лишь выходящие за пределы повседневного мира «дезинтегративные переживания» (англ. disintegrative experiences) способны разрушить само собой разумеющийся (англ. taken-for-grantedness), ранее не вызывающий сомнений смысл социального существования. Дезинтегративные переживания отождествляются Натансоном со сферой предельной ответственности и рефлексивности – с развёртыванием истории самого сознания.
Подобного рода предельные переживания, однако, обладают способностью встраиваться в повседневность, тем самым утрачивая свой подрывной потенциал. Так происходит нормализация опыта, который представляет угрозу здравому смыслу. Человек возвращается в естественную установку, характеризующую нерефлексивное существование с другими людьми, – установку, при которой жизненный мир воспринимается как данность, а экзистенциальное измерение свободного выбора и ответственности «заключается в скобки» (см. «Заключение в скобки»).
Тем не менее в феноменологии, искусстве, литературе и даже философски-ориентированной психиатрии обнаруживаются ресурсы, позволяющие выявить дезинтегративные элементы человеческого существования. Так, благодаря редукции становится возможна актуализация смысловых седиментаций, которые составляют собственные (но до сих пор анонимные) действия феноменологизирующего субъекта в социальном мире. Аналогичным образом с помощью литературы читатель способен расширить и углубить понимание человеческого опыта. В социальном мире также имеет место пробуждение самосознания и интерсубъективности: Натансон утверждает, что через любовь и дружбу мы способны выйти за пределы социальных ролей и приблизиться к Другому в его уникальной самоидентификации.
Отходя от гуссерлевского идеала трансцендентальной феноменологии как «первой философии», строгой и универсальной науки, и обращаясь к экзистенциальной ситуации самосознающего, Натансону удалось разработать оригинальную версию феноменологии. В ней сочетаются как систематическое описание субъективности, так и гибкая, расширенная методология феноменологического анализа.