Наддув
Надду́в, повышение давления газа на входе компрессора, двигателя или в системах топливоподачи для обеспечения устойчивой работы этих устройств и повышения их эффективности. Наддув обычно применяют с целью повышения мощности (на 20–45 %) без увеличения массы и габаритов двигателя, а также для компенсации падения мощности в условиях высокогорья.
Различают агрегатный и безагрегатный наддув. Агрегатный наддув осуществляется с помощью компрессора, турбокомпрессора или комбинированно. Широко используется в двигателях внутреннего сгорания почти на всех видах транспортных дизелей (судовых, тепловозных, тракторных). Наполнение цилиндра двигателя топливно-воздушной смесью и повышение среднего эффективного давления цикла достигается повышением давления воздуха с помощью объёмного компрессора (например, типа «Рутс»). Привод компрессора осуществляется непосредственно от коленчатого вала двигателя, что несколько снижает его кпд. В турбокомпрессоре, для привода которого используется энергия отработавших газов, турбонаддув используется для повышения конечного давления газа на выходе компрессора при незначительном повышении давления на входе. Несмотря на более высокую, чем для компрессоров типа «Рутс», скорость вращения ротора (до 200 000 об/мин), применение турбонаддува повышает кпд и экономичность двигателя.
Наибольшее применение в безагрегатном способе получил динамический наддув (называемый также инерционным, резонансным, акустическим), в котором используется кинетическая энергия объёма воздуха во впускных коллекторах. Такой способ наддува при несущественных изменениях в конструкции трубопроводов позволяет добиться повышения коэффициента их наполнения до значений 0,92E 0,96 в широком диапазоне частоты вращения вала двигателя. В ракетной и авиационной технике наддув применяется для создания избыточного давления в топливных ёмкостях для предотвращения кавитации в насосах и обеспечения их устойчивой работы.