Трактор
Тра́ктор (новолат. tractor, буквально – тягач, от лат. traho – тащить, тянуть), самоходная (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными или навесными машинами. Отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Трактор состоит из двигателя, трансмиссии (включает сцепление, коробку передач и задний мост), ходовой части (подвески колёс/гусениц, служащей для передвижения и создания тягового усилия), механизма управления (для изменения направления движения трактора и его торможения). Тракторы классифицируют по назначению (промышленные, сельскохозяйственные, трелёвочные тракторы и др.); конструкции ходовой части [гусеничные, полугусеничные (передняя ось – колёса, задняя – гусеничный движитель), колёсные]; типу остова (рамные, полурамные, безрамные); номинальному тяговому усилию (тяговый класс трактора). Универсальные колёсные тракторы бывают с увеличенными задними колёсами (например, МТЗ-82 «Беларус») и с колёсами одинакового диаметра (например, К-700 «Кировец»), которые, как правило, имеют рамный остов. Основным критерием выбора трактора является тяговый класс. Различают модели тракторов: от 0,2 до 1,4 класса, мощностью от 50 до 100 кВт – мелкогабаритные и мотоблоки, колёсные малой мощности (используются в сельскохозяйственных работах); от 2 до 8 класса, мощностью от 150 до 400 кВт – колёсные средней и большой мощности (один из самых распространённых классов); от 9 до 75 класса, мощностью от 450 до 800 кВт – гусеничные, специально адаптированные для выполнения различных работ, повышенной проходимости.
Первые колёсные тракторы с паровыми двигателями появились в Великобритании и Франции в 1830 г. и применялись на транспорте и в военном деле; первый паровой трактор (плуг Фаулера) создан в Великобритании в 1855 г. В 1888 г. русский механик Ф. А. Блинов построил и испытал гусеничный трактор с двумя паровыми двигателями. С 1901 г. фирма Hart-Parr в США в США выпустила первые колёсные тракторы. Начиная с 1912 г. фирмы Holt (США) и Wanderer-Dorner (Германия) производят тракторы на гусеничном ходу. Первые тракторы в СССР выпущены в 1924 г. («Фордзон-Путиловец»). С 1930 г. в СССР было налажено массовое производство тракторов, что дало возможность в 1932 г. отказаться от их импорта.