«Андрей Рублёв». История создания киносценария
«Андрей Рублёв». История создания киносценария. Идея создания фильма «Андрей Рублёв» принадлежала В. Б. Ливанову. Авторы сценарной заявки А. С. Кончаловский и Андрей А. Тарковский принесли её в 1-е творческое объединение «Мосфильма». Руководство заинтересовалось предложением, тем более что власти планировали отметить юбилей иконописца.
В системе советского кинопроизводства существовал строгий порядок: после утверждения руководством и худсоветом творческого объединения, руководством студии, соответствующими органами республиканских кинокомитетов сценарий попадал в главную сценарно-редакционную коллегию кинокомитета Совета Министров СССР.
В начале января 1963 г. в ходе обсуждения на художественном совете объединения первый вариант литературного сценария подвергся резкой критике со стороны И. А. Пырьева. Однако официальное заключение оказалось положительным и подкреплялось одобрительным отзывом академика М. В. Алпатова: «Мне представляется, что замысел интересный, серьёзный. В процессе его осуществления в него должны быть внесены отдельные поправки и уточнения. В наши дни, когда наше современное искусство призвано опираться на традиции русского народного творчества, создание подобного фильма следует признать особенно своевременным» [Амбарцумян Г. Создание фильма «Андрей Рублёв» – архивные документы (часть 2) // Мосфильм].
На этом этапе Кончаловский и Тарковский приняли решение перейти в штат 6-го творческого объединения «Мосфильма», художественными руководителями которого были молодые режиссёры А. А. Алов и В. Н. Наумов. Это объединение считалось более прогрессивным, или, как тогда говорили, «левым». Тем не менее вопрос об официальной приёмке и включении сценария в производственные планы оставался открытым, поскольку первый вариант литературного сценария отправили в Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии. Замысел поверг редакторов комитета в смятение: во-первых, о далёкой исторической эпохе известно очень немногое; во-вторых, авторы были молодыми, талантливыми, но при этом упрямыми и своевольными; в-третьих, редакторов испугала религиозная проблематика, ведь в самом разгаре была инициированная Н. С. Хрущёвым кампания против русской Церкви.
Беспокоил чиновников и бюджет будущей картины. После малобюджетного и, по сути, камерного «Иванова детства», незадолго до того снятого Тарковским, фильм о Рублёве и его эпохе предполагался масштабным, постановочно сложным. Чего стоил хотя бы эпизод Куликовской битвы, которым он должен был начинаться. Понимая это, авторы к моменту представления в Комитет по кинематографии второго варианта сценария подготовили развёрнутое обоснование своих идейно-художественных задач.
О сценарии под рабочим названием «Начала и пути» в ходе заседания художественного совета Шестого объединения 28 апреля 1963 г. восторженно высказались М. Н. Калик, Э. Г. Климов, Ю. В. Бондарев и многие другие. Итог обсуждения запечатлён в официальном (положительном) заключении. Чтобы обезопасить себя от нападок со стороны кинокомитета, объединение подготовило положительные отзывы профессиональных историков – В. Т. Пашуто и Л. В. Черепнина.
«Думаю, есть все основания рекомендовать этот талантливый сценарий в производство, – констатировал Пашуто. – Можно не сомневаться, что фильм по этому сценарию будет встречен с живым интересом и в нашей стране, и за её рубежами» (Косинова М. И. Как снять шедевр / М. Косинова, В. Фомин. Москва, 2016. С. 243).
«Андрей Рублёв и его творения – наша национальная гордость, посвящённый ему фильм – дело нужное, – резюмировал Черепнин. – Авторам сценария пришлось преодолеть огромные трудности, связанные со скудостью сведений о жизни Рублёва и со сложностью художественного воплощения отдалённой от нас эпохи. Созданный ими образ художника, который связан с народом, делит с ним горести, порождённые иноземным игом и распрями властей, историчен и подкупает жизненной правдой. Сценарий − идейно зрелый и может быть рекомендован к производству» (Косинова М. И. Как снять шедевр. С. 243).
Несмотря на положительное заключение 6-го творческого объединения и отзывы историков, в кинокомитете отвергли и второй вариант литературного сценария. На очередную доработку у авторов ушло почти полгода. 3 октября 1963 г. состоялось новое обсуждение. Худсовет вновь поддержал сценарий и выступил с ходатайством о включении его в творческо-производственный план объединения: «Мы полагаем, что в широкой репертуарной программе советского кино должно найтись место и для социально-исторического полотна об Андрее Рублёве, о его времени – фильму, посвящённому становлению национального самосознания и национальной культуры русского народа. Объединение просит генеральную дирекцию киностудии "Мосфильм", главное управление художественных фильмов и Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии утвердить сценарий... и включить в план выпуска 1965 г.» (Косинова М. И. Как снять шедевр. С. 266).
Третье обсуждение в кинокомитете состоялось ещё полгода спустя – в апреле 1964 г.
Тарковский получил разрешение приступить к разработке режиссёрского сценария с 25 мая 1964 г.