Procter & Gamble
Procter & Gamble (P&G), транснациональная корпорация, функционирующая в сфере производства и продажи потребительских товаров по всему миру. Компания выпускает продукцию для здоровья и гигиены под торговыми марками Head & Shoulders, Herbal Essences, Old Spice, Pantene, Gillette, Venus, Blend-a-med, Oral-B, Clearblue, Pampers, Always и др. Чистящие и моющие средства Procter & Gamble представлены такими известными брендами, как Ariel, Tide, Lenor и др. Штаб-квартира расположена в Цинциннати (штат Огайо, США).
Компания основана в 1837 г. в Цинциннати американскими производителями восковых свечей и мыла – У. Проктером (1801–1884) и Дж. Гэмблом (1803–1891). К 1859 г. выручка Procter & Gamble достигла 1 млн долл. США. Во время Гражданской войны в США компания снабжала свечами и мылом армию Союза (федерация 23 северных штатов). В 1880-х гг. Procter & Gamble выпустила первое мыло цвета слоновой кости, а в 1911 г. разработала и представила на рынке шортеринг – кондитерский кулинарный жир, созданный на основе растительных масел. В 1920–1930-х гг. Procter & Gamble начала спонсировать несколько радиопрограмм, где активно рекламировались её моющие средства. Поэтому впоследствии данные передачи получили название «мыльные оперы». Во 2-й половине 1940-х гг. компания выпустила в продажу жидкие синтетические моющие средства, в том числе средство для стирки Tide (1946). В течение следующих десятилетий Procter & Gamble активно расширялась за счёт вывода на рынок различных новых продуктов, среди которых одноразовые подгузники Pampers (выпущены на рынок в 1961), а также за счёт ряда успешных сделок слияния и поглощения, позволивших ей занять устойчивые позиции на рынках фармацевтической продукции, безрецептурных лекарств, косметики и парфюмерии, а также товаров для животных.
В январе 2005 г. Procter & Gamble приобрела компанию – производителя аксессуаров для бритья и ухода за телом Gillette вместе с её брендами Duracell, Braun и Oral-B за 57 млрд долл. США. В результате сделки Procter & Gamble стала крупнейшим производителем потребительских товаров в мире, опередив своего конкурента, компанию Unilever. После этого P&G оптимизировала бизнес, исключив пересекающиеся бренды (разные бренды одного вида продукции), в том числе продала бизнес по производству зубной пасты Rembrandt компании Johnson & Johnson. В августе 2014 г. Procter & Gamble получила рекордную годовую выручку в размере 83,06 млрд долл. США. В том же году компания снова объявила о реструктуризации деятельности, по итогам которой она продала 43 косметических бренда, в том числе Wella, Max Factor и CoverGirl, американской компании Coty за 12,5 млрд долл. США, бренд батареек Duracell – компании Berkshire Halthaway за 4,7 млрд долл. США и др. В результате этих сделок Procter & Gamble сосредоточилась исключительно на оставшихся 65 торговых марках, которые приносят ей более 95 % прибыли.
В 2018 г. Procter & Gamble приобрела подразделение компании Merck KGaA по производству безрецептурных препаратов Consumer Health за 3,4 млрд евро, что позволило ей расширить свой бизнес по продаже потребительских продуктов для здоровья, в том числе за счёт гигиенических средств под брендом Oral-B.
Весной 2022 г. в рамках санкций, введённых странами Запада в связи с проведением Россией специальной военной операции на Украине, Procter & Gamble объявила о приостановке капитальных вложений в РФ и рекламной деятельности на её территории. Количество доступных на российском рынке продуктов сокращено до товаров первой необходимости (для здоровья и личной гигиены).
По состоянию на март 2022 г. в обращении находится 2,4 млрд акций компании, 62,88 % акций принадлежит институциональным инвесторам. Крупнейшие из них (на 30 марта 2022): Vanguard Group (9,07 %), BlackRock (6,47 %), State Street (4,4 %).
В 2021 г. Procter & Gamble заняла 24-е место в рейтинге Forbes Global 2000 по капитализации на уровне 338,0 млрд долл. США. В 2022 г. компания поднялась на 16-ю строчку рейтинга по рыночной капитализации, которая достигла 386,5 млрд долл. США.
По итогам 2021 финансового года (на 30 июня 2021) выручка Procter & Gamble составила 76,1 млрд долл. США, чистая прибыль – 14,3 млрд долл. США, совокупные активы – 119,3 млрд долл. США.