#Систематическое богословиеСистематическое богословиеИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСистематическое богословиеСистематическое богословиеНайденo 12 статейРелигиозные институтыРелигиозные институты Вселенские соборыВселе́нские собо́ры, орган высшей власти в христианской Церкви; догматические и иные определения и решения Вселенских соборов имеют статус непогрешимых. Православная церковь, а также Католическая церковь, признают Вселенскими 7 соборов: 1-й Никейский (325), 2-й Константинопольский (381), 3-й Эфесский (431), 4-й Халкидонский (451), 5-й Константинопольский (553), 6-й Константинопольский (680–681), 7-й Никейский (787). Последующие соборы (вплоть до 2-го Ватиканского собора), признаваемые Католической церковью вселенскими, Православной церковью таковыми не признаются. Основной целью созыва Вселенских соборов было прежде всего разрешение спорных догматических вопросов, что находилось, как правило, вне компетенции отдельных Поместных соборов.Богословские школы, направления, движения ТеологияТеоло́гия, 1) многоуровневая форма мышления, направленная на выявление предельных оснований человеческого бытия, познания, деятельности и творчества в горизонте его отношения к открывающейся ему трансцендентной реальности; 2) сопутствующий этому мышлению комплекс академических гуманитарных дисциплин. Как правило, теология мыслится не как теоретическое размышление, а как свидетельство верующего человека, принадлежащего к некоторой общине, об уникальном опыте Откровения и связанных с ним способах бытия. Основными вопросами теологии являются вопросы о Боге, его отношении к миру и человеку, о спасении человека и смысле его жизни, природе веры и откровения, начале и конце всех вещей. Теология возникла в Античности, где первоначально понималась как поэтическая систематизация сказаний о богах, а затем – как раздел философской системы, но окончательно оформляется в христианстве и других теистических религиях откровения (иудаизме, исламе и т. д.).Религиозные деятели ТертуллианТертуллиа́н (около 160 – после 220), христианский богослов и писатель. Сочинения (сохранился 31 трактат): 1) апологетические – «К язычникам», «Апологетик», «О свидетельстве души» и др.; 2) догматико-полемические – «О прескрипции», «О плоти Христа», «О воскресении плоти», «О душе», «Против Праксея», «Против Гермогена», «Против Маркиона» и др.; 3) практико-аскетические (моралистические) – «О покаянии», «О терпении», «О молитве» и др.Религиозные учения, доктрины НеохалкидонизмНеохалкидони́зм, появившееся в середине 20 в. название направления православного богословия конца 5 – 1-й половины 6 вв., которое стремилось гармонизировать догматическое определение IV Вселенского (Халкидонского) собора и богословие святителя Кирилла Александрийского, одобренное III Вселенским собором. Свойственный неохалкидонизму плюрализм богословского выражения православной истины востребован в современном диалоге православных и ориентальных нехалкидонских церквей.Богословские школы, направления, движения МутазилитыМутазили́ты, в исламе исторически первая крупная школа калама, существовавшая в 8–13 вв. По преданию, название школы происходит от того, что её основатели Васил ибн Ата и Амр ибн Убайд (ум. около 761) обособились от кружка Хасана аль-Басри.Богословские школы, направления, движения КаламКала́м, наряду с фальсафой и суфизмом одно из основных направлений мусульманской мысли, в рамках которого разрабатывались религиозная философия и спекулятивное богословие ислама. В средневековой мусульманской литературе под «наукой калама» (ильм аль-калам) подразумевалось творчество отдельных богословов (мутакаллимов), а также богословие вообще, включая теологию разных направлений христианства и иудаизма. В центре богословия калама – вопросы об атрибутах Бога (их характере, совечности и сопричастности Его сущности); извечности Корана (как Слова Божия) или его сотворённости во времени; о божественном предопределении и человеческой инициативе.Религиозные учения, доктрины ЭсхатологияЭсхатоло́гия, в религиозных системах учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего в «вечности», т. е. за пределами истории, биографии, в целом «этого» мира. Следует различать индивидуальную эсхатологию – учение о посмертных судьбах единичной человеческой души, и универсальную эсхатологию – учение о цели и назначении космической и человеческой истории, об исчерпании ими своего смысла, об их конце и о том, что за этим концом последует.Термины СпасениеСпасе́ние, в религиозном мировоззрении предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла – как морального (порабощённости греху), так и физического (смерти и страдания), полным преодолением отчуждения и несвободы. Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога.Религиозные учения, доктрины Святой ДухСвято́й Дух, в христианском вероучении – Бог, в триадологии – третье Лицо (Ипостась) Троицы; предвечно исходит от Отца (в католической догматике – от Отца и от Сына, Filioque) и посылается в мир Сыном (Ин. 15:26).Религиозные ритуалы, обряды, практики Святая водаСвята́я вода́, согласно христианскому вероучению, вода, чудесно приобретающая благодатные свойства после совершения над ней водоосвящения (церковного священнодействия, свидетельства о котором восходят ко 2–3 вв.). 12