Скинхеды
Скинхе́ды (англ. skinheads; также скины), молодёжная субкультура, отличительными особенностями принадлежности к которой являются короткая стрижка, подтяжки, джинсы, клетчатые рубашки, тяжёлые ботинки типа Dr. Martens.
Зарождение и развитие субкультуры
Движение скинхедов появилось в рабочих районах Великобритании. Впервые скинхеды заявили о себе в 1968 г. на волне студенческих протестов и появления множества субкультур. Позиционируя себя как альтернативу популярному в 1960-е гг. движению хиппи, скинхеды «первой волны» носили короткие стрижки с небольшими бакенбардами и пролетарскую одежду – брюки и куртки из грубой шерсти, а также тяжёлые ботинки, в каких ходили докеры и строители.
Идеология новой субкультуры была по преимуществу пролетарской и не включала в себя элементы национализма и/или расизма. Скинхеды «первой волны» спокойно относились к представителям национальных и расовых меньшинств. Единственное национальное меньшинство, которое становилось объектом агрессии со стороны скинхедов «первой волны», были пакистанцы, которые специализировались на торговле, а потому рассматривались ранними скинхедами в качестве естественных врагов рабочего класса. К 1973 г. движение скинхедов «первой волны» практически перестало существовать.
Второе появление скинхедов связывают с проводимыми в конце 1970-х гг. неолиберальными реформами М. Тэтчер. Ликвидация целых отраслей экономики и связанные с этим процессы деклассирования рабочего класса стали причиной появления многочисленных групп молодых людей, которые выплёскивали негативные эмоции в уличных драках.
В ситуации массовой безработицы и экономического кризиса националистическая пропаганда привела к возрождению скинхедов как молодёжного движения. Если скинхеды «первой волны» были представителями рабочей аристократии, то движение скинхедов «второй волны» формировалось из групп деклассированной молодёжи. Соответственно пролетарский интернационализм сменился крайним национализмом и даже расизмом, а лозунгом пролетарской солидарности – лозунгом «Сохраним Британию белой!».
Вместе с тем, «левая» идеология скинхедов «первой волны» не исчезла и также была популярна в рядах молодёжи. Это приводило к столкновениям среди скинхедов, которые описывались средствами массовой информации как побоища между наци-скинами. Наиболее кровавые драки в конце 1970-х – начале 1980-х гг. случались в Глазго между «Спай Кидc», группой скинхедов «первой волны», среди которых встречались чернокожие и пакистанцы, и группой «Комбат Скинc».
В итоге внутри субкультуры в начале 1980-х гг. наметилось чёткое разделение на «наци-скинов», придерживающихся ультраправой идеологии, и «красных скинов» (red skins), ориентирующихся на социалистические ценности. Впоследствии по мере развития движения указанные группы внутри себя продолжали дробиться.
В США скинхед-движение проникло в 1970-е гг. Расистские идеи среди американских скинхедов стали популярны в 1980-е гг. Первые группировки скинхедов были смешанными по своему расовому составу. Однако массовая пропаганда со стороны СМИ способствовала возникновению в США групп наци-скинхедов (бонхедов), которые захватили лидерство в движении, вытеснив расово смешанные группы.
Направления субкультуры
Значительное влияние на формирование субкультуры скинхедов оказало развитие музыкальных жанров в 1960–1970-е гг. Значимой для скинхедов «первой волны» была музыка в стиле ска, регги и рок-стеди. Любимыми исполнителями считались Десмонд Деккер и Лорел Эйткен, а также Боб Марли.
Скинхеды «второй волны», сформировавшиеся как ответ на разложение панк-движения, пропагандировали музыку в стиле Oi!. Группы, игравшие в стиле Oi!, начали активно использовать дли привлечения внимания элементы профашистской пропаганды.
Традиционно внутри движения скинхедов выделяют разные группы. В зависимости от идеологических предпочтений скинхеды делятся на: бонхедов, R.A.S.H., S.H.A.R.P. Бонхеды – скинхеды, придерживающиеся ультраправой расистской идеологии. Выступая за торжество идей превосходства белой расы, они считают своими главными противниками представителей этнических и расовых меньшинств, а также скинхедов-антифашистов из движений R.A.S.H. и S.H.A.R.P.
R.A.S.H. (Red & Anarchist Skinheads) – «красные» и анархо-скинхеды, исповедующие идеи социализма, коммунизма и анархизма. В отличие от бонхедов видят в мигрантах не противников, а естественных союзников. S.H.A.R.P. (Skinheads Against Racial Prejudices) – «скинхеды против расовых предрассудков». Движение скинхедов, которое видит свою цель в опровержении предрассудков о расовом характере движения скинхедов. Часто выступают в качестве боевых отрядов в стычках с бонхедами. Принципиально аполитичны.
В зависимости от музыкальных предпочтений скинхеды делятся на традиционных скинхедов и хардкор-скинхедов. Традиционные скинхеды (Traditional Skinheads) отстаивают изначальные ценности движения – аполитичность, традиции рабочего класса. В значительной степени они следуют этосу движения скинхедов 1968 г. Соответственно движение традиционных скинхедов тесно связано с такими музыкальными жанрами, как ска и регги. Хардкор-скинхеды полагают аутентичным для скинхед-движения такое направление в музыке, как хардкор-панк.
Внешний вид
Скинхеды 1960-х – начала 1970-х гг. в качестве верхней одежды носили «донку» – куртку из грубой шерсти или полупальто с кожаным воротником (обычная одежда докеров). Под донкой был длинный пиджак до колен – «зут» и грубые брюки. На ногах тяжёлые ботинки с армированным носком.
Реалии конца 1970-х гг., характеризующиеся постоянными драками, привели к отказу от «донок» и «зутов» в пользу более подходящей для «уличных боёв» одежды. Грубые брюки заменили плотные джинсы, полупальто – куртки-«бомберы» без воротника, а тяжёлые ботинки – шнурованные армейские башмаки. Короткие бобрики и баки были обриты, чтобы противник в драке не мог за них ухватиться.
«Красные скины» быстро оценили функциональность такой одежды. Поэтому ныне единственное, что отличает между собой группы бонхедов и «красных скинов» – это нашивки организаций, к которым они принадлежат и шнурки красного цвета, которые стали характерной отличительной чертой «красных скинов».