Миш Георг
Миш Гео́рг (Georg Misch) (5.4.1878, Берлин – 10.6.1965, Гёттинген), немецкий философ, ученик В. Дильтея, издатель его собрания сочинений. Разрабатывал своеобразную герменевтику жизни, развивающую дильтеевскую философию. С позиций философии жизни критиковал феноменологию Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Автор многотомного труда «История автобиографии».
Биографические сведения
Родился в семье торговца еврейского происхождения, в 1900 г. принял протестантизм. Учился в Берлинском университете, где изучал философию и юриспруденцию. Закончил университет в 1900 г., защитив под руководством В. Дильтея диссертацию по философии «Философское обоснование позитивизма в трудах Д’Аламбера и Тюрго». В 1904 г. подал на конкурс Прусской академии наук свое сочинение «История автобиографии», которое легло в основу первого тома его позднейшей многотомной работы, и в 1905 г. получил за него первую премию. В 1907 г. это сочинение вышло под названием «История автобиографии. Том первый: античность».
В 1905 г. прошел хабилитацию и был принят на должность приват-доцента в Берлинском университете. В 1911 г. получил место экстраординарного профессора в Марбургском университете. В 1917 г. стал преемником переехавшего во Фрайбург Э. Гуссерля на кафедре истории и философии в Гёттингенском университете, где преподавал до 1933 г.
В 1908 г. женился на дочери Дильтея Кларе, в браке родились трое детей. В 1908–1909 гг. предпринял большое путешествие на Восток – в Китай, Японию, Индию. В 1915–1918 гг. служил в армии, был награждён Железным крестом 2-го класса и медалью Красного Креста 3-го и 2-го классов.
В 1920–1930-х гг. участвовал в подготовке и издании первых томов собрания сочинений В. Дильтея.
В 1933 гг. после принятия «Закона о гражданине Рейха» был отстранен от университетской работы как еврей, а в 1935 г. досрочно отправлен в отставку. В 1939 г. эмигрировал в Англию. В 1939–1943 гг. жил в Кембридже, не имел постоянной работы, в 1943–1946 гг. работал библиотекарем в Честере. В 1946 г. вернулся в университет Гёттингена и в том же году ушел на пенсию. Жил в Гёттингене, продолжал работу над книгой «История автобиографии». Скончался в 1965 г.
Философские работы
Главный труд Г. Миша – многотомная «История автобиографии». Переработанный и дополненный 1-й том, а затем и остальные тома «Истории автобиографии» вышли в 1950–1960-х гг., последний, 4-й том – уже посмертно, в 1967–1969 гг.
В историческом развитии автобиографии Миш прослеживает «процесс самоосмысления и индивидуализации европейцев» (Misch G. Geschichte der Autobiographie. Das Altertum. S. VII), освобождения личности в самоизображении. Интересующая его проблема выражения личности в литературной форме (благодаря чему происходит и становление личности) связана со своеобразной, основанной на понятии жизни герменевтикой, которую Миш разрабатывал в 1920–1930-х гг.
Будучи учеником и последователем Дильтея, Миш продолжает развивать его философию жизни; он стремится сделать понятие «жизнь» основой познания в науках о духе, при этом отождествляя жизнь с «выражением». Осознание жизни как процесса, согласно Мишу, имеет круговую структуру: это движение, которое трансцендирует сознание, вбирает в себя пережитое, а затем выражает это переживание, таким образом осознавая его. Миш понимает выражение очень широко, объединяя в этом понятии и поведение животных, и мимику, и жесты, и всякое языковое выражение, и предикативное суждение. Выражение двунаправлено: это выражение какого-то значения и вместе с тем самовыражение живого существа. Всякое переживание выражается в действии, становится свершением и тем самым артикулирует жизненный смысл; получившееся выражение, в свою очередь, может быть истолковано. Знание, таким образом, берет начало в переживании и связано с действием.
Человек объективирует пережитое с помощью и в форме языкового выражения, которое разделяется сообществом, произведенная таким образом предметность имеет практический и коллективный характер. Миш возражает против того, чтобы сводить мышление и схватывание предметности к предикативному суждению: разные формы речи выражают разное отношение к предмету, которое никогда не является чисто познавательным, но включает в себя эмоциональные и практические аспекты.
В 1920–1930-х гг. Миш вместе с другими учениками В. Дильтея начинает издание собрания сочинений своего учителя, до середины 1930-х гг. выходит 9 томов. Предисловие Миша к 5-му тому «Духовный мир. Введение в философию жизни» (1924) повлияло на рецепцию Дильтея М. Хайдеггером и упоминается в работе «Бытие и время» (1927). Высоко ценя Гуссерля (с которым Миш был знаком и состоял в переписке) и Хайдеггера [чья книга «Бытие и время», как он говорит, «стала словно ударом молнии» (Misch G. Lebensphilosophie und Phänomenologie. S. 1)], Миш считает необходимым прояснить различие философии жизни и феноменологии. В работе «Философия жизни и феноменология» (1930) Миш критически рассматривает работы «Бытие и время» (1927) М. Хайдеггера и «Формальная и трансцендентальная логика» (1929) Э. Гуссерля. Он считает, что трансцендентальная феноменология Гуссерля становится теорией познания, идеалистической философией, оторванной от непосредственного переживания. Сходную трансценденталистскую линию Миш видит и в «Бытии и времени» Хайдеггера, усматривая в понятии «формального указания» абстрактную дедукцию и примат теоретической философии над экзистенцией. Хайдеггеровское онтологическое различие Миш расценивает как уход от непосредственного переживания.
Изучение и влияние
М. М. Бахтин использовал материалы первого издания «Истории автобиографии» в работах по истории романа (см. написанные в 1-й половине 1930-х гг. «Слово в романе. К вопросам стилистики романа» и «К "роману воспитания"»). В 1939–1940 гг. он составил подробный конспект книги Миша, который опубликован в собрании сочинений Бахтина.
Х.-Г. Гадамер в поздней статье «Герменевтика и школа Дильтея» (1991) пишет, что Миш в своих герменевтических разработках и в переходе от предикативно-дискурсивного к эвокативному пониманию языка был ближе к Хайдеггеру, чем считал сам. Он рассматривает Миша (наряду с Дильтеем) как одного из авторов, которые подготовили переход от традиционной герменевтики к философской герменевтике Хайдеггера и Гадамера и открыли герменевтику не как методику понимания, а как способ бытия.
Учеником Г. Миша был О. Ф. Больнов.