Минковский Евгений
Минко́вский Евге́ний, Эжен Минковский (франц. Eugène Minkowski) [(5)17.4.1885, Санкт-Петербург – 17.11.1972, Париж], философ, психиатр, последователь А. Бергсона и Э. Гуссерля, основатель феноменологической психиатрии во Франции.
Биография
Родился в польско-еврейской семье. Среднее образование получил в Варшаве, где затем в 1902 г. начал изучать медицину в университете. После закрытия университета в 1905 г. в связи с началом русской революции продолжил учебу в Бреслау (ныне Вроцлав), потом в Мюнхене. Ещё в лицее Минковский заинтересовался философией, а позже в Германии познакомился с работами Бергсона и М. Шелера, что оказало впоследствии, как и идеи Гуссерля, сильное влияние на его теоретическую и практическую деятельность. После завершения медицинского образования работал ассистентом известного швейцарского психиатра Э. Блейлера; в это же время познакомился с Л. Бинсвангером, с которым позже поддерживал профессиональные и дружеские контакты. В 1915 г. уехал в Париж, где вступил добровольцем во французскую армию в качестве военного врача. Участвовал в сражениях на Сомме и у Вердена, впоследствии был награждён орденом Почетного легиона и крестом «За боевые заслуги». В 1920 г. вернулся после демобилизации во Францию, с которой отныне связал свою жизнь. В 1925 г. вместе с группой единомышленников основал журнал L'Évolution psychiatrique («Развитие психиатрии»), сыгравший важную роль в данной сфере исследований. [Ряд работ по психиатрии Минковский написал в соавторстве с женой, Франсуазой (Франциской).] В 1926 г. защитил диссертацию «Понятие утраты жизненного контакта с реальностью и его применение в психопатологии» («La notion de perte de contact avec la réalité et ses applications en psychopathologie»). В 1927 г. Минковский опубликовал труд «Шизофрения» («La schizophrénie»), где высказал ряд философских идей, которые подробно изложил в 1933 г. в книге «Жизненное время» («Le temps vécu»). Вышедшая в 1936 г. книга «К космологии. Философские фрагменты» («Vers une cosmologie. Fragments philosophiques») дополняет её и в ряде аспектов содержит более глубокое обоснование антропологической философии, которую автор начал разрабатывать в предыдущих работах. Во время 2-й мировой войны Минковский с семьей остался в Париже, несмотря на смертельную опасность, и активно участвовал в деятельности гуманитарной организации «Общество спасения детей» (l’Union-OSE), помогавшей еврейским детям-беженцам. В 1955 г. стал почетным доктором медицинского факультета Цюрихского университета, а в 1965 г. – Медицинской академии в Варшаве. В 1966 г. опубликовал «Трактат о психопатологии», над которым работал более 30 лет. Книга «Метафизика становления», ставшая главным предметом занятий Минковского в последние годы жизни, осталась незавершенной.
Учение
Понимая сознание, вслед за Бергсоном, как непрерывный поток взаимопроникающих состояний, Минковский подчеркивал открытость сознания миру, неразрывную связь с ним. Он считал необходимым выявление путем анализа сознания первичных феноменов жизни, которые выражают фундаментальные свойства мира. Одним из важнейших таких феноменов выступает время. В основу философской антропологии Минковского легло понятие жизненного, или переживаемого, времени (le temps vécu), которое он толковал как суть бытия, синоним самой жизни. Осмысляя время как одну из важнейших проблем современной культуры, он видел насущную задачу человека в гармонизации отношений с временем, с непрерывным потоком становления, в который он погружен, но не должен стать его пленником. Исследуя эти вопросы, Минковский использует понятия жизненного порыва и контакта с реальностью. Благодаря жизненному порыву, индивидуальному, но связанному со сверхиндивидуальным фактором, самим истоком жизни, человек реализует себя в мире. Если порыв, выражающий становление, развитие, устремленный вперед, в будущее, постоянно создает зазор между человеком и миром, то постоянное возобновление контакта с реальностью помогает человеку обрести силы для дальнейшего движения. При таком контакте происходит взаимопроникновение сознания человека и его объекта, что Минковский называет симпатией, осуществляющей первичную связь с миром и являющейся источником интуиции, которая дает непосредственное знание о нем. Диалектическое взаимоотношение индивидуального жизненного порыва и контакта с реальностью позволяет провести сопоставление нормального и патологического в работе сознания. Психические расстройства во многом обусловлены, как показал Минковский, нарушением такого контакта, или жизненного синхронизма. Стремясь выявить внутреннюю структуру душевных болезней, Минковский исследовал, как выражается в них искаженное восприятие времени и пространства. Подчеркивая важность феноменологического анализа самой структуры сознания пациента, он нередко называл свой метод структурно-феноменологическим.