Микронезийцы
Микронези́йцы, общее название коренных жителей Микронезии, одной из трёх историко-этнографических областей Океании. Географически к Микронезии относятся четыре архипелага: Марианские о-ва, Каролинские о-ва, Маршалловы о-ва, о-ва Гилберта и две островные группы: Палау и Науру. Наименования большинства народов происходят от названий островов, где они проживают: япцы (о. Яп), волеаианцы (архипелаг Волеаи), ламотрекцы (атолл Ламотрек), фаисцы (архипелаг Фаис), сатавальцы (остров Сатавал), трукезцы (чуукцы) [о-ва Трук (Чуук)], понапе (о. Понпеи, о. Понапе), палауанцы (о-ва Палау), маршалльцы (Маршалловы о-ва), науруанцы (о. Науру) и др. Чаморро Марианских о-вов, кирибати островов Гилберта названы согласно эндоэтнонимам.
По своему происхождению население Микронезии относится к обширной группе народов, говорящих на языках австронезийской семьи. Западные области Микронезии (Марианские о-ва, о-ва Палау, запад Каролинских о-вов) были заселены выходцами с территории современных Индонезии и Филиппин, чьи миграции датируются периодом от 4,3 тыс. до 3 тыс. лет назад. Народы восточной Микронезии (восточные Каролинские о-ва, Маршалловы о-ва и о-ва Гилберта) пришли в этот регион из северо-восточной Меланезии приблизительно на рубеже нашей эры. Вероятно также, что в последующее время имели место множественные дискретные миграции из Юго-Восточной Азии и Меланезии, а также происходило движение населения внутри Микронезии.
Население Микронезии не является однородным в культурном отношении. Наиболее заметные различия фиксируются между западом и востоком региона, что связано с происхождением населения и географической средой.
Западная Микронезия
Антропологически у населения западной Микронезии более выражены монголоидные признаки. Языки чаморро и палау входят в западную ветвь австронезийских языков. Основу хозяйства составляло земледелие, поскольку большая часть островов здесь вулканического происхождения и имеет значительный слой почвы. Чаморро – единственные в Микронезии – культивировали рис; население других западномикронезийских регионов занималось выращиванием тропических клубнеплодов (таро и ямса), позднее – завезённого из Южной Америки батата. Эти культуры и сегодня остаются важными пищевыми ресурсами. Рыболовство, охота на птиц и рукокрылых позволяли дополнить рацион белковой пищей; в постконтактный период в пищу стали употреблять мясо кур и свиней, а в некоторых случаях – собак. Во всём регионе распространено употребление бетеля, или бетельной жвачки, – лёгкого жевательного стимулятора, состоящего из ореха арековой пальмы, листа перечного дерева и щепотки извести; в наши дни в её состав могут также добавлять табак.
Из Юго-Восточной Азии была привнесена культура производства керамики: её остатки были обнаружены археологами на Марианских о-вах, о. Яп и о-вах Палау. На западе Каролинских о-вов по сей день существует ткачество на поясном станке, близком по типу к ткацкому стану Филиппин и Индонезии. Удлинённые тканые циновки из бананового волокна и узкие пояса из волокон гибискуса с изящным геометрическим орнаментом служили соответственно женской и мужской поясной одеждой. На каждом острове существовал свой орнаментальный стиль. Сегодня вместо растительных материалов для ткачества всё чаще используют фабричные нити, выбирая интенсивные и яркие оттенки. Резьба по дереву, камню, кости, панцирю черепахи, точение раковин составляли необходимую ремесленную базу для производства жилища, орудий, утвари, украшений, предметов и атрибутов ритуала до появления предметов европейского производства.
На Марианских островах сохранились мегалитические сооружения, выполненные из вулканического камня. Это т. н. камни латте, представляющие собой колонны, навершием которых являются полусферы, уложенные плоской частью вверх; наиболее монументальные достигали в высоту нескольких метров. Назначение этих сооружений до сих пор точно не установлено.
Каменные диски с отверстием в центре стали визитной карточкой острова Яп. Эти предметы размером от нескольких десятков сантиметров до 2 м в диаметре были и остаются показателем статуса их владельца. До появления парового и моторного флота япцы предпринимали экспедиции за материалом для «каменных денег» – арагонитом – на о-ва Палау, реже на о. Гуам (Марианские о-ва).
Палауанцы вырезали из камня характерные фигурки божеств. Также высокого уровня здесь достигло искусство резьбы и росписи по дереву. Выполненные в этих техниках изображения, иллюстрирующие мифологические и фольклорные сюжеты, помещали на фронтоны мужских домов. На о. Яп такие дома также носили название «дом каноэ», здесь хранили снасти, помещали на ночлег прибывших гостей, обсуждали дела и отдыхали. Женщинам был закрыт доступ в мужские дома, за исключением девушек, оказывающих интимные услуги временно проживающим здесь неженатым мужчинам.
Семья была преимущественно нуклеарной с мужской локальностью брака (вирилокальность); преобладали патрилинейный счёт родства и передача наследства (земли) по мужской линии.
Социальные отношения отличались сложным и многоуровневым устройством. На о. Яп общество и в 21 в. разделено на девять групп, составляющих пять иерархических ступеней. Условно их можно охарактеризовать как верховные вожди, вожди рангом ниже – знать, общинники, слуги и неприкасаемые. Распределение власти, собственность на землю и ресурсы, права и обязанности между представителями этих групп в каждом конкретном случае определяются их взаимным расположением на этой социальной лестнице.
Были развиты межрегиональные связи. Процесс добывания материала для каменных денег сопровождался установлением партнёрства между япцами и палауанцами. Разрешение на каменные разработки вожди Палау предоставляли япским лидерам за дары. Часть этих даров производилась не на Япе, а на атоллах к востоку от него. Этот субрегион, в свою очередь, состоял с жителями о. Яп в социально-экономических отношениях: предметы ремесленного производства (тканые циновки, верёвки, украшения) население атоллов выменивало у япцев на клубнеплоды, в которых на коралловых островах всегда был недостаток. Жители атоллов, в связи с их зависимым экономическим положением, имели подчинённый социальный статус.
Два вулканических острова в восточной части Каролинских о-вов – Понпеи и Кусаие – являются пограничными между западом и востоком Микронезии. Здесь сохранились мегалитические памятники, свидетельствующие о развитых формах социального устройства. Эти памятники представляют собой искусственные острова и волнорезы, сложенные из удлинённых глыб базальта призматической формы. Наиболее монументален комплекс на Понпеи, называемый Нан-Матол (Нан-Мадол), что означает «место водных дорог». Его возникновение датируют концом 12 – началом 13 вв. н. э. и связывают с появлением на острове сильной централизованной власти – правящей династии Сауделеров, просуществовавшей до конца 16 – начала 17 вв. и, возможно, распространившей свою власть и на о. Кусаие. Комплекс имел фортификационное назначение, а также был местом проживания правителей, знати, жрецов и площадкой для отправления культов. Для Западной Микронезии в целом характерны развитые религиозные представления, включающие разветвлённый пантеон антропоформных божеств со своей генеалогией и иерархией. В мифах преобладают развитые и последовательные космологические мотивы.
Ритуалы и празднества сопровождались употреблением напитка кава, представляющего собой сок из корня растения Piper methysticum, который обладает опьяняющим эффектом. Области распространения лёгких наркотиков – бетеля и кавы – иногда упоминают в качестве одного из маркеров культурного деления на Западную и Восточную Микронезию.
Восточная Микронезия
Включает Науру, Маршалловы о-ва и о-ва Гилберта. Население этого региона имеет более выраженные негроидные черты. Вся суша на востоке Микронезии полностью состоит из коралловых островов (атоллов). Малоплодородные известковые почвы значительно ограничивали видовой состав флоры, фауна также крайне бедна. Основными культурами были плодовые деревья: кокос, хлебное дерево, панданус. Морские промыслы (рыболовство, сбор моллюсков, охота на черепах) занимали важное место в хозяйственной деятельности, однако возможность выхода в океан ограничена сезонными ветрами.
Для бытовых нужд использовали все доступные природные материалы. Листья пальм и пандануса, кости, зубы и кожа животных, китовый ус, панцирь черепахи, раковины, скорлупа кокосового ореха и волокно его оболочки. Древесина шла только на строительства лодок и каркаса хижин в связи с высокой ценностью плодовых деревьев. Одеждой служила юбка из травы; ожерелья, серьги и другие украшения являлись непременными атрибутами; широкое распространение получила татуировка.
Жители о-вов Гилберта изготавливали из этого ограниченного набора материалов доспехи и оружие. Кольчуга состояла из полукомбинезона и куртки, которые закрывали практически все части тела воина. Их плели из бечевы, скрученной из жёстких и прочных волокон оболочки кокосового ореха. Поверх надевалась своего рода кираса из кожи ската, дополнительно защищавшая корпус. Шлемом служила кожа рыбы-ежа, натянутая на подшлемник, также сплетённый из кокосовой бечевы. Оружие воина – меч или трезубец из дерева, ударная часть которого была усажена зубами акулы, расположенными в два или четыре ряда.
Для социального устройства внутри атоллов характерен сравнительно высокий статус женщины. Земля, которую обрабатывали женщины, являлась их собственностью и передавалась по женской линии, брак был матрилокален (уксорилокален). Женские союзы играли важную, а в некоторых случаях решающую роль в решении вопросов общественной жизни.
Распространён анимизм, также прослеживаются следы тотемизма, в этиологических мифах фигурируют зооморфные предки.
К особым достижениям культуры и традиционного знания народов Микронезии можно отнести т. н. культуру мореплавания. Заселение микронезийских островов стало возможным благодаря высокотехнологичному каноэ с балансиром, отличавшимся прекрасными мореходными качествами и имевшим сходную конструкцию во всех частях региона. Их отличительной чертой были одинаковые по форме нос и корма, благодаря чему лодка могла идти вперёд в обоих направлениях. Это позволяет парусному каноэ маневрировать так, что балансир всегда остаётся с наветренного борта: в этом положении он более эффективно противостоит крену и создаёт минимум сопротивления. Прекрасное знание окружающей среды и не всегда доступные западному пониманию алгоритмы традиционного мышления легли в основу систем навигации, позволявших успешно ориентироваться в океане.
Этот и другие аспекты традиционной культуры микронезийцев претерпели существенные изменения и частично были утрачены в постконтактное время. Большинство микронезийских территорий (Марианские о-ва, Каролинские о-ва и Маршалловы о-ва) долгое время находилось под испанским контролем. В конце 19 в. они перешли к Германии, после 1-й мировой войны – к Японии, а после 2-й мировой – к США. О-ва Гилберта были колонией Британии. Было введено административное устройство, в результате появления колонизаторов и искусственного перемещения коренного населения изменился его этнический и демографический состав; появились промышленные товары и новые продукты, распространилось христианство, преимущественно в форме протестантизма. В настоящее время на территории микронезийских архипелагов расположено 7 государств: Содружество Северных Марианских Островов, Гуам, Федеративные Штаты Микронезии, Республика Палау, Республика Науру, Республика Маршалловы Острова, Республика Кирибати.