«Международная группа отцов»
«Междунаро́дная гру́ппа отцо́в» (лат. Coetus Internationalis Patrum), влиятельная группа епископов, участвовавших во Втором Ватиканском соборе, которая представляла «консервативное», или «традиционалистское», меньшинство соборных иерархов. Возникла в 1963 г. Наиболее известные представители – архиепископ М. Лефевр, архиепископ Ж. ди Проэнса Сиго и епископ А. ди Кастру Майер. Организация создана с целью противодействия либеральным, по мнению её членов, реформам, которые продвигались большинством участников собора. Движение сохраняет влияние в среде католиков-традиционалистов.
Предыстория
Движение берёт своё начало в Бразилии и связано с сопротивлением идеям коммунизма со стороны иерархов Римско-католической церкви. После Октябрьской революции 1917 г. в мире возникло немалое количество различных организаций коммунистической направленности, в том числе и Бразильская коммунистическая партия, ставшая в 1930-е гг. катализатором возникновения Национально-освободительного альянса. В 1935 г. Альянс спровоцировал восстание, которое было подавлено и унесло множество жизней простых граждан Бразилии. В 1937 г. страну потряс другой переворот, вошедший в историю под названием «Новое государство» (порт. Estado Novo). В результате к власти пришёл Ж. Варгас, учредивший в стране авторитарное правительство. Эти события побудили консервативную часть бразильского епископата выступить с просьбами осуждения социализма и коммунизма на 2-м Ватиканском соборе (Young. 1967. P. 115).
В это же время в Бразилии зародилось международное движение общественно-политических организаций, вдохновлённое католиками-традиционалистами и получившее название «Традиция, семья, собственность» (англ. Tradition, Family, Property; TFP). Члены движения позиционировали себя как сторонники католического морализма и традиционализма. Два бразильских иерарха, епископ А. ди Кастру Майер и архиепископ Ж. ди Проенса Сиго, отправились на собор с намерением сподвигнуть других участников к осуждению коммунизма, однако довольно быстро их консервативная позиция стала проявляться более широко.
Возникновение
Спустя месяц после открытия 2-го Ватиканского собора консервативное крыло епископов, обнаружившее себя в меньшинстве, стало налаживать контакты через его секретариат. Во время 1-й сессии они неофициально действовали как небольшая группа отдельных отцов собора «традиционалистских взглядов», известная как «малый комитет» (итал. Piccolo comitato) (Roy-Lysencourt. 2012. P. 46).
Стратегии по противодействию либеральным реформам разрабатывались от имени епископов ди Кастру Майера и ди Проенса Сиго. 15 октября они встретились с кардиналом Б. А. Мазеллой, который был апостольским нунцием в Бразилии, а затем с иерархами Р. Ронкой и А. Пиоланти, которые предложили связаться с теологами Папского Латеранского университета с целью получения консультаций по дальнейшим действиям группы. Другие контакты распространялись через монсеньора Дж. К. Фентона – американского экклезиолога, близкого к кардиналу А. Оттавиани, Р. Дюлака – французского богослова и историка, связанного с Sodalitium Pianum (информационной организацией антимодернистской направленности, основанной ещё во время понтификата Пия Х), а также через кардинала Э. Руффини, архиепископа Палермо, и через архиепископа М. Лефевра. Эти люди и образовали «малый комитет», а также ядро будущей «Международной группы отцов». В таком формате они проработали вплоть до завершения 1-й сессии собора.
Между 1-й и 2-й сессиями архиепископы М. Лефевр и Ж. ди Проэнса Сиго решили организовать более официальную группу епископов-единомышленников. (Roy-Lysencourt. 2012. P. 46–47). Вскоре группа создала руководящий комитет. Официально «Международная группа отцов» сформировалась 2 октября 1963 г. Однако не все традиционалистски настроенные иерархи присоединились к работе организации: кардиналы Оттавиани, Дж. Сири, Руффини, А. М. Ларраона Саралеги, М. Браун и др. объявили о поддержке этого объединения, но из-за послушания папе Римскому в него не вошли.
Деятельность на соборе и влияние
Участники «Международной группы отцов» добились большого успеха, используя свои многочисленные контакты в Римской курии, многие члены которой разделяли их традиционалистскую точку зрения. В первые годы работы собора они эффективно использовали эти скрытые каналы, чтобы донести своё мнение до самых высоких уровней, включая папу Римского.
Основная деятельность группы заключалась в подготовке положений, представлявших собой аргументированные возражения на предлагаемые нововведения, которые казались им либеральными, а также распространение этих идей среди иерархов – участников собора (Mattei. 2012. P. 334–335). Тем не менее членам организации не удалось добиться значимых изменений в принимаемых решениях и оказать серьёзное влияние на ход собора.
13 сентября 1964 г. кардинал А. М. Ларраона Саралеги вручил папе Римскому Павлу VI конфиденциальную ноту, подписанную 25 кардиналами и 13 настоятелями орденов, в знак протеста против принципа коллегиальности епископов, включённого в подготовительный план будущей конституции «Lumen gentium» («Свет народам») (Mattei. 2012. P. 374–378).
Что касается схемы разрабатываемой конституции «Dei Verbum» («Слово Божие»), то члены группы предложили утвердить таковую с некоторыми исправлениями, прежде всего в отношении взаимосвязи между Священным Писанием и Священным Преданием, безошибочности текста и историчности Евангелий (Mattei. 2012. P. 407).
Дискуссия о коллегиальности епископов также встретила сопротивление членов «Международной группы отцов», которым удалось привлечь внимание большого числа участников собора. Это вызвало вмешательство папы Павла VI, но к серьёзным изменениям в итоговом документе не привело (Mattei. 2012. P. 434–439).
Группа настаивала на включении в конституцию «Gaudium et spes» («Радость и надежда») положения, осуждающего коммунизм. Она подготовила возражение, которое представила 9 октября 1965 г. Возражение было подписано 334 отцами собора, однако в результате процедурных неточностей данные поправки в итоговой документ также не вошли (Mattei. 2012. P. 496–504).
Несмотря на малозначительные успехи в рамках 2-го Ватиканского собора, «Международная группа отцов» воспринималась и до сих пор воспринимается большинством консервативно настроенных католиков как олицетворение борьбы за сохранение вековых католических традиций и вероучения.
В октябре 2019 г., незадолго до открытия Синода епископов региона Пан-Амазонки, анонимная группа католических иерархов и мирян, называющая себя рабочей группой «Международной группы отцов», опубликовала текст, в котором утверждалось, что 4 тезиса, взятые из рабочего документа Синода (т. н. Instrumentum Laboris), неприемлемы, поскольку противоречат основам католической доктрины и вере в Иисуса Христа как единственного Спасителя человечества (Pentin. 2019).
За приверженность традиции Церкви иерархи – члены группы пользуются уважением в Священническом братстве Святого Пия Х, основателем которого является один из ключевых участников «Международной группы отцов» архиепископ М. Лефевр.