Синод епископов региона Пан-Амазонки
Сино́д епи́скопов регио́на Пан-Амазо́нки (Амазонский синод; португ. Sínodo dos Bispos para a região Pan-Amazônica), церковный гражданский и экологический проект, организовцанный Римско-католической церковью. Его собрание проходило в Риме 6–27 октября 2019 г. с целью евангелизации коренного населения в Южной Америке и решения социальных, климатических и политических проблем этого региона. Папа Римский Иоанн Павел II созывал подобные синоды в 1980 г. в Нидерландах и в 1995 г. в Ливане.
Предыстория
Ещё в 1912 г. папа Римский Пий X в энциклике «Lacrimabili statu» осуждал владельцев каучуковых плантаций за жестокое обращение с коренными жителями тропических лесов Амазонки и критиковал капуцинских миссионеров, не сумевших отстоять их права. Последующие понтифики практически не уделяли внимания проблемам данного региона, хотя и высказывали некоторые соображения о препятствиях на пути евангелизации этих народов. К числу таких проблем относили труднодоступную местность, из-за которой было непросто добраться до коренного населения, большое разнообразие языков, на которых говорят местные жители, а также сопротивление местных землевладельцев и деловых кругов. Согласно докладам, поступавшим в Ватикан, бассейн Амазонки охватывает около 6 млн км2, с населением 2,8 млн человек, разделённых между 400 племенами, которые говорят более чем на 240 языках, принадлежащих к 49 языковым группам. Посетив Бразилию в июле 2013 г., папа Римский Франциск отметил, что присутствие церкви в бассейне Амазонки – это не временный миссионерский проект. Несмотря на это, она по-прежнему находится в критическом состоянии, а её будущее под угрозой. В 2015 г. папа Римский Франциск обнародовал энциклику «Laudato si», в которой обратил особое внимание на необходимость защищать бедных и их естественную среду.
В 2014 г. священники и миряне региона создали Панамазонскую церковную сеть (Red Eclesial Panamazónica, REPAM). Эта сеть включает около 1 тыс. организаций, таких как местные общины и международные экологические инстанции, располагается в 9 странах бассейна Амазонки и работает в сфере социального обеспечения. По этому поводу португальский кардинал К. Хуммес заявил, что «Амазонии нужна Церковь с местным лицом», а её миссия должна быть приспособлена для коренного населения (Synodality means 'walking together'... 2019). С 2015 г. REPAM начала координировать действия Католической церкви в регионе Амазонки.
Папа Римский Франциск посетил Перу 18 января 2018 г., где его встретили 4 тыс. представителей коренных общин тропических лесов Амазонки. На встрече с местными жителями папа заявил, что местные жители сейчас находятся под угрозой больше, чем когда-либо, и поставил под сомнение эффективность политики охраны природы, которая влияет на тропические леса Перу. В Пуэрто-Мальдонадо он также выступил в защиту коренного населения и высказался против дискриминации этнических меньшинств региона.
Подготовка Синода
В подготовительном документе, опубликованном в июне 2018 г., определены ключевые темы Синода, такие как роль женщин в церкви, права и традиции коренного населения, а также необходимость обеспечения более широкого доступа к Евхаристии. В предварительных встречах были озвучены также 2 возможных нововведения для представления Синоду: во-первых, возможность рассмотрения вопроса о рукоположении женатых мужчин в священники; во-вторых, возможность создания официальных форм служения для женщин в связи с тем, что регион сталкивается с нехваткой священников, способных служить в отдалённых сельских районах. В январе 2019 г. папа Римский Франциск выразил согласие с идеей рукоположения женатых мужчин на островах Тихого океана в случае крайней необходимости. Помимо прочего, было также выдвинуто предложение о использовании специального хлеба во время богослужения. Поскольку хлеб на основе пшеницы, обычно используемый для Евхаристии, плохо подходит для влажного климата Амазонского региона, Синоду предлагалось рассмотреть возможность разрешения использования хлеба на основе юкки. В мае 2019 г. кардинал Хуммес поставил проблему нехватки священников в контексте инкультурации. Он сказал, что Амазонке нужна своя собственная Церковь – с «лицом Амазонки, а также лицом коренного населения», а не «европейская Церковь, перенесённая в Амазонку» (Brennan. 2019). В связи с этим предлагалось также заменить традиционный для Католической церкви римский обряд на специально разработанный Амазонский обряд.
Критика и скандалы
Рабочий документ Синода (instrumentum laboris), озаглавленный «Амазония, новые пути для Церкви и мировой экологии», опубликован 17 июня 2019 г. Ключевыми вопросами документа были рукоположение женатых мужчин, роль женщин в Церкви и экологические проблемы. Рабочий документ вызвал неоднозначную реакцию среди католиков. По словам кардинала П. Р. Баррето Химено, выдвинутая повестка «в значительной степени выражает чувства и желания многих представителей народа Амазонки» (McEweee. 2019). В то же время кардинал В. Брандмюллер квалифицировал данный документ как еретический, поскольку, по его мнению, он противоречит основам церковного вероучения по ключевым пунктам. Кардинал Г. Мюллер, бывший префект Конгрегации доктрины веры, рассуждал в том же направлении, заявив, что документ содержит ложное толкование Божественного Откровения. Мюллер добавил, что ни папа, ни Синод не в праве позволить рукоположение женатых мужчин в священный сан. Кардинал Р. Л. Берк и епископ А. Шнайдер призвали верующих к 40-дневному посту и молитве, чтобы грядущий Синод не был подвержен ошибкам и ересям. Кардинал Берк также назвал документ «отступничеством» и «прямым нападением на власть Христа» (Burke. 2019). По мнению кардинала Р. Сара, эти вопросы касаются Вселенской церкви и поэтому «не могут обсуждаться на конкретном и местном Синоде» Архиепископ Святослав Шевчук, глава Украинской Греко-католической церкви, предложил тем, кто рассматривает вопрос о женатых священниках для преодоления нехватки духовенства, «действовать с осторожностью», поскольку разрешение рукоположения женатых мужчин не решает проблему нехватки священников в Церкви, особенно в Соединённых Штатах и Канаде. Архиепископ также призвал «не искать сложных решений серьёзных проблем» (Harris. 2019).
В ходе проведения Синода 4 октября 2019 г. папа Франциск провёл в ватиканских садах и соборе Святого Петра акт поклонения Пачамаме – одному из главных женских божеств в мифологии кечуа, изображаемому в виде беременной женщины, которую папа идентифицировал с образом «Матери-земли», а наиболее смелые спикеры увидели в этом изображении образ Божией Матери. 7 октября изображение Пачамамы разместили перед главным алтарём собора Святого Петра, а затем торжественно перенесли в зал Синода. Понтифик, произнеся молитвы, присоединился к процессии. Подобное изображение стало символом проходящего Амазонского синода и было также установлено в некоторых римских базиликах. Эти действия вызвали скандал среди верующих и духовенства. Более 100 известных католических священнослужителей и учёных со всего мира подписали петицию против «кощунственных действий» Франциска, призвав его к покаянию. 21 октября изображения Пачамамы были вынесены возмущёнными католиками из церкви Санта-Мария-ин-Траспонтина и брошены в Тибр, но Франциск 25 октября извинился за это, и в церкви установили другой деревянный образ Пачамамы.
Итоги
26 октября 2019 г., отдав 128 голосов «за» и 41 «против», Синод постановил, что женатые мужчины, которые являются постоянными диаконами, могут быть рукоположены в священники в регионе Амазонки «в экстремальных ситуациях и при определённых условиях» (Fr. Martin Lasarte...). Итоговый документ Синода написан расплывчатым языком и не содержит в себе каких-либо конкретных решений. В феврале 2020 г. издано постсинодальное увещевание папы Римского Франциска «Querida Amazonia» («Возлюбленная Амазония»), в котором он обозначил 3 своих «мечты» – социальную, культурную и экологическую. Данный документ также не содержал каких-либо решений и был написан расплывчатым языком с использованием общих слов. Тем не менее Синод является важной вехой на пути радикального миссионерского обновления Католической церкви, которое включает инкультурацию на всех уровнях, включая литургию, церковное служение и организацию, а также развитие церковной культуры, которая даёт большую роль мирянам.