Меннерс-Саттон Чарлз
Ме́ннерс-Са́ттон Чарлз (Charles Manners-Sutton; до 1762 года – Чарлз Меннерс, Charles Manners) (14.2.1755, Ноттингемшир, Великобритания – 21.7.1828, Лондон), британский церковный и государственный деятель, клирик Объединённой церкви Англии и Ирландии. Декан Питербороского кафедрального собора (1791–1792), епископ Нориджский (1792–1805), декан домовой церкви Святого Георгия при Виндзорском замке (1794–1805), 89-й архиепископ Кентерберийский (1805–1828).
Ранние годы
Родился в семье лорда Джорджа Меннерса (третьего сына известного английского государственного деятеля Дж. Меннерса, герцога Ратленда) и его супруги Дианы, урождённой Чаплин. В 1762 г. Джордж Меннерс унаследовал владения своего деда по материнской линии – Р. Саттона, барона Лексингтона, в связи с чем изменил фамилию своей семьи на Меннерс-Саттон. В семье Джорджа и Дианы Меннерс всего родилось семь сыновей и пять дочерей; Чарлз был четвёртым ребенком.
Среднее образование получил в школе Чартерхаус – тогда, как и в 21 в., одной из самых престижных школ Англии. В 1773 г. поступил в кембриджский Эммануил-колледж. В 1777 г. получил степень бакалавра, а в 1780 г. – магистра свободных искусств. В 1792 г. удостоен степени доктора богословия.
Священник и епископ
Сразу же после получения магистерской степени рукоположен в сан диакона и священника. В 1785 г. получил место настоятеля приходской церкви в деревне Эрем, рядом с которой находилось поместье Келем; традиционно настоятели этого храма были из рода Меннерсов. Одновременно стал настоятелем церкви в Уитуэлле, графство Дербишир, патронат над которой принадлежал его дяде. Подобная практика, называвшаяся «плюрализмом» (от лат. pluralis – множественный, многообразный), осуждалась многими английскими церковными деятелями того времени, но всё равно имела широкое распространение до середины 19 в.
Аристократическое происхождение, редкое в среде английского духовенства, а также семейное состояние обеспечили Меннерс-Саттону быстрое продвижение по церковной карьере. В 1791 г. он стал деканом Питербороского кафедрального собора, а через год был рукоположен в архиереи и назначен епископом Нориджским. По нормам того времени, правящий архиерей, получая доход с принадлежавших епархии земель и других активов, на эти средства был должен не только содержать себя, но и обеспечивать многие потребности епархиального управления – например объезжать приходы и поддерживать епископскую резиденцию. Нориджская епархия была обширной и дорогой в управлении, однако имела мало активов, и Меннерс-Саттон, помимо всего привыкший к образу жизни высшего дворянства, скоро оказался в долгах. В 1794 г. семья и покровители добились для него назначения деканом домовой церкви Святого Георгия при Виндзорском замке – одной из главных королевских резиденций. Деканство было получено in commendam (с лат., буквально – во владение), т. е. исключительно в качестве источника дохода, даже без формального обязательства исполнять при этом какие-либо обязанности. Тем не менее Меннерс-Саттон бывал в Виндзорской церкви, и между ним и королём Георгом III установились близкие отношения. Георгу нравился священник-аристократ с представительной внешностью и большой, как и у самого монарха, семьёй.
Архиепископ Кентерберийский
Во 2-й половине 1804 г. архиепископ Кентерберийский Дж. Мур заболел и встал вопрос о его преемнике. Премьер-министр Великобритании У. Питт Младший планировал сделать новым примасом своего университетского наставника, епископа Линкольнского Дж. Притиман-Томлина. Король же был заранее настроен видеть в качестве архиепископа Меннерс-Саттона. При этом, однако, он стремился избежать открытой конфронтации с премьер-министром. 18 января 1805 г. король получил от У. Питта Младшего сообщение, в котором говорилось, что Дж. Мур скончался и что сам Питт прибудет к королю следующим утром для обсуждения кандидатуры преемника. Тогда король лично направился домой к Меннер-Саттону и поздравил его с назначением на Кентерберийскую кафедру, тем самым не оставив Питту выбора (Jesse. 1867. P. 414–415).
Начало правления Меннерс-Саттона пришлось на завершающий этап английского «долгого 18 в.» (1688–1830-е гг.). Для Англии это была эпоха масштабных социальных перемен, среди которых особую роль играли демографический рост и урбанизация. Если за 100 лет с 1650 по 1750 гг. население Англии и Уэльса выросло лишь на 20 %, достигнув 6,1 млн человек, то с 1750 по 1850 гг. прирост составил почти 200 % – до 18 млн жителей. Пропорция тех, кто жил в городах с населением больше 2,5 тыс. человек, с 1750 по 1850 гг. выросла с 18 % до 50 %. При этом качество жизни значительной части англичан оставалось очень низким: средняя продолжительность жизни и детская смертность в 1-й половине 19 в. были почти такими же, как в позднем Средневековье.
На фоне этих изменений Меннерс-Саттон воплощал переходное состояние Церкви Англии от апатии и внутреннего кризиса 18 в. к периоду богословской и социальной активности и реформ, стартовавшему в начале 1830-х гг. Впервые с конца 17 в. архиепископ Кентерберийский был фактически единолично назначен монархом и принадлежал к «Высокой церкви». Проповедь, произнесённая им во время первой визитации Кентерберийского собора в 1806 г., была посвящена важности частной исповеди – притом, что такая практика почти исчезла в Англии в 18 в. Понимая серьёзность перемен в структуре английского общества, Меннерс-Саттон добивался от правительства поддержки строительства новых церквей, особенно в быстрорастущих городах. В 1818 г., в ответ на его многочисленные просьбы, парламент принял Акт о дополнительных храмах, по которому на их строительство выделялся 1 млн фунтов стерлингов (примерно соответствует 114 млн фунтов стерлингов в 2023). Меннерс-Саттон регулярно посещал заседания правительственного комитета по церковному строительству и активно участвовал в обсуждениях.
В 1811 г. при поддержке Меннерс-Саттона возникло Национальное общество распространения религиозного образования (НОРРО), которое за несколько лет сформировало первую общеанглийскую сеть школ. Государственного школьного образования в Англии в то время не существовало. К 1860-м гг. в стране было более 12 тыс. школ, основанных или связанных с НОРРО. Помимо своих непосредственных целей, НОРРО, в которое вошли все епископы Церкви Англии, стало важной и единственной на тот момент (ввиду того, что конвокации духовенства не собирались с начала 18 в.) площадкой обсуждения общецерковных проблем, своего рода неофициальным церковным собором. Меннерс-Саттон стоял у основания Королевского колледжа Лондона, на который пожертвовал 1 тыс. фунтов стерлингов; колледж начал свою работу в 1829 г., уже после смерти архиепископа.
При Меннерс-Саттоне «Высокая церковь» стала меняться, превращаясь из аристократического клуба в социально ориентированное движение. Около 1805 г. священник Г. Норрис и братья Джон и Джошуа Уотсон создали влиятельный кружок, известный как «Фаланга из Хакни» (по названию лондонского района Хакни), члены которого занимались строительством храмов и бесплатных школ. Кружок пользовался полной поддержкой Меннерс-Саттона.
Из-за бедности значительной части английских приходов в сочетании с требованием высшего образования для священников правящие архиереи в начале 19 в. предпочитали рукополагать лишь тех кандидатов в сан, кто имел собственные источники дохода. Меннерс-Саттон начал осторожный демонтаж этой системы, назначая на приходы под своим патронатом лишь тех людей, которые обладали необходимыми достоинствами, – даже если ему приходилось самому изыскивать средства на их содержание. Несмотря на собственную принадлежность к высшему дворянству, архиепископ окружил себя помощниками самого разного социального происхождения, которых объединяла активная позиция в церковных делах и «высокоцерковные» убеждения. Практически все из них впоследствии заняли важные посты. Так, К. Уэрдсуорт возглавил кембриджский Тринити-колледж, Х. Роуз – Королевский колледж в Лондоне, Дж. Лонсдейл стал епископом Личфилдским, Ч. Ллойд – Оксфордским, Р. Мант – Даунским и Коннорским (Церковь Ирландии).
В союзе с Обществом распространения Евангелия Меннерс-Саттон добивался от руководства Британской Ост-Индской компании разрешения на миссионерскую деятельность в Индии. В 1813 г. в устав компании были внесены поправки, позволявшие миссионерскую работу англикан и протестантов в её владениях при условии соблюдения полной свободы для всех религий. В 1814 г. была учреждена первая индийская епархия Церкви Англии – Калькуттская. Этот город, основанный в 1690 г. англичанами, с конца 18 в. был фактической столицей Британской Индии. Правящим архиереем новой епархии по инициативе Меннерс-Саттона стал Т. Миддлтон – член «Фаланги из Хакни». Это была первая англиканская епархия в Азии, однако её юрисдикции были подчинены также англикане Австралии и Новой Зеландии. Архиепископ был одним из значимых противников рабства и работорговли, за запрет которой он выступал в палате лордов.
Политическая деятельность
Несмотря на сочувствие многим церковным реформам, Меннерс-Саттон оставался социальным консерватором и сохранял приверженность ряду «традиционных» церковных злоупотреблений и социальных норм. Так, в 1808 г. епископ Лондонский Б. Портьюс выступил в парламенте с инициативой, направленной на то, чтобы улучшить положение самой бесправной и бедной (но при этом очень значительной) части английского духовенства – безместных священников (англ. curates). Настоятели-плюралисты, получавшие значительные средства с нескольких приходов, нанимали безместное духовенство на несколько, а иногда и на все свои приходы; порой так поступали даже те настоятели, у кого был лишь один достаточно богатый приход. Такие настоятели проводили время, занимаясь посторонними делами, и выплачивали нанятым ими священникам нищенское содержание. Ещё в 1796 г. был принят закон, требовавший от настоятелей предоставлять нанятым священникам жильё и не менее 75 фунтов стерлингов (примерно соответствует 13 тыс. фунтов стерлингов в 2023), что едва могло покрыть расходы на питание. Портьюс предложил очень умеренное решение: обязать настоятелей приходов с доходом от 400 фунтов стерлингов в год платить нанятым священникам не менее четверти от суммы дохода, хотя и не более 250 фунтов стерлингов в год. Меннерс-Саттон, который сам начал своё служение с настоятельства сразу на двух приходах с совокупным доходом более 1200 фунтов стерлингов, не решился поддержать инициативу Портьюса. В 1814 г. закон был принят в несколько изменённом виде и с согласия архиепископа.
В 1810 г. Меннерс-Саттон и шесть других епископов не дали отменить смертную казнь за хищение предметов на сумму от пяти шиллингов (примерно соответствует 100 фунтам стерлингов в 2023), притом что в качестве альтернативного наказания предлагалась пожизненная ссылка в колонии. Также Меннерс-Саттон неохотно поддерживал расширение прав протестантских диссентеров и выступал против послаблений для британских католиков, хотя и поддержал отмену ряда наиболее одиозных антикатолических законов.
Когда в 1811 г. из-за болезни Георга III над королём было установлено регентство, Меннерс-Саттон был одним из ключевых участников процесса. Он внимательно следил за здоровьем монарха, которого искренне любил. В архиве Меннерс-Саттона сохранилось более 3 тыс. докладных записок о состоянии Георга III – архиепископ получал информацию об этом практически ежедневно на протяжении приблизительно 10 лет, до самой кончины короля. Эти документы – важнейший исторический источник по данной теме.
В 1814 г., после завершения наполеоновских войн, архиепископ был назначен главой комитета по оказанию помощи разорённым германским государствам. Своим ближайшим помощником он сделал Дж. Уотсона из «Фаланги из Хакни». Деятельность комитета, получившего от правительства 100 тыс. фунтов стерлингов, была успешной, однако сам факт раздачи помощи за рубежом в то время, когда в ней нуждалось множество британцев, вызывал резкую критику.
В 1820 г., после кончины Георга III, архиепископ короновал нового короля – Георга IV. Его вступление на трон было омрачено скандалом вокруг супруги монарха – Каролины Брауншвейгской, которая даже не была допущена на коронацию. Меннерс-Саттон поддержал короля в деле о разводе и позволил прекратить поминать имя Каролины за богослужением – несмотря на то что значительная часть епископата была против этого. Ввиду широкой популярности Каролины в Великобритании позиция Меннерс-Саттона навлекла на него многочисленные нападки.
В 1821 г. в Кенсингтонском дворце Меннерс-Саттон крестил внучку Георга III, дочь его четвёртого сына принца Эдуарда, – Александрину Викторию (будущую королеву Великобритании Викторию), названную так в честь своего крёстного отца, российского императора Александра I, и своей родной матери, герцогини Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской.
Кончина
В 1807 г. приобрёл дворец Аддингтон, который заменил проданную ещё в 1780 г. старую лондонскую резиденцию архиепископов Кентерберийских – Кройдонский дворец. Аддингтон оставался летней архиепископской резиденцией на протяжении всего 19 в., и Меннерс-Саттон подолгу жил здесь. В 1825 г. здоровье архиепископа ухудшилось настолько, что он перестал посещать палату лордов. Скончался 21 июля 1828 г. в Ламбетском дворце в Лондоне и был похоронен 29 июля в крипте приходской церкви Святой Марии в Аддингтоне, где после него упокоились четверо его преемников – архиепископов Кентерберийских 19 в.
Семья и память
В 1778 г. женился на Мэри Торотон, дочери известного британского парламентария того времени Т. Торотона. В их семье родилось 10 дочерей и 2 сына. Старший из них, полный тёзка своего отца Чарлз Меннерс-Саттон (1780) стал политиком, членом партии тори. В 1817–1835 гг. он был спикером палаты общин британского парламента. В 1835 г. Чарлз Меннерс-Саттон получил дворянство с титулами барона Боттесфорда и виконта Кентербери.
Сохранилось несколько прижизненных портретов архиепископа. Самые ранние из них были написаны Дж. Хопнером; первый (около 1794) хранится в личной коллекции британских монархов; второй (около 1795–1800) находится в Ламбетском дворце в Лондоне. Меннерс-Саттон изображён на картине Дж. Хейтера «Суд над королевой Каролиной» (1820), которая хранится в Национальной галерее в Лондоне.