Маркус Джордж
Ма́ркус Джордж (George Marcus) (род. 17.10.1946, Браунсвилл, штат Пенсильвания), американский антрополог, один из наиболее видных представителей направления интерпретативной антропологии. Изучал политэкономию в Йельском университете (B. A., 1968), социальную антропологию в Кембриджском и Гарвардском университетах (Ph. D., 1976, Harvard). Проводил этнографические исследования в Полинезии (на о-вах Тонга) в 1970-х гг. и в США в 1980–2000-х гг. В 1976–2005 гг. преподаватель и в 1980–2005 гг. – заведующий кафедры антропологии Университета Райса (Хьюстон, штат Техас). С 2005 г. почётный профессор кафедры антропологии Калифорнийского университета (Ирвайн, штат Калифорния). Основатель журнала Cultural Anthropology («Культурная антропология»), официального органа Культурно-антропологического общества Американской антропологической ассоциации, и его главный редактор в 1985–1991 гг. Основатель Центра культурных исследований в Университете Райса и Этнографического центра Калифорнийского университета в Ирвайне. Лауреат премии гуманитарного центра Гетти (1988), многолетний член консультационной комиссии Американской антропологической ассоциации.
В круг научных интересов Маркуса на протяжении его профессиональной карьеры входили исследования в области политической антропологии, социальной и культурной теории, методологии этнографии, истории антропологии, эпистемологии антропологической практики и этнографии как научного и литературного жанра, циркуляции антропологического знания в контексте современного глобализующегося общества. Исследования 1970-х гг., основанные на материале полевой работы на о-вах Тонга, проводились Маркусом в русле политической антропологии, или потестарной этнографии, где в центре внимания учёного находились проблемы института власти, его трансформации и процесс формирования социальных элит в Полинезии. Полемика Маркуса с М. Салинзом по этим вопросам, в частности по поводу институтов вождества, отражена в его книге «Знать и традиция вождества в современном королевстве Тонга» (1980) и программной статье «Вождество» (1989).
В конце 1970-х – начале 1980-х гг. Маркус обратился к критическому переосмыслению тем, исследованных в Полинезии, на материале современного американского общества. Он предпринял многофазный проект антропологического исследования потомственных групп элит, родственных отношений и символических средств поддержания авторитета в их среде. В ходе проекта он изучал специфическую связь институтов права, бизнеса и семьи в США и показывал, что одна из характерных форм выражения этой связи – трестовая (или трастовая) организация – в полной мере основана на линиджной структуре и так называемых корпоративных десцентных группах, которые антропологи привыкли считать характеристиками племенных обществ. Результаты данного проекта отражены в книге «Lives in Trust» (игра слов: «Жизнь в тресте» / «Жизнь в доверии»).
С конца 1970-х гг. Маркус активно участвовал в научной жизни и дискуссиях направления, известного как интерпретативная антропология. Данное направление, начавшее складываться в 1970-х гг. и возникшее во многом под влиянием творчества К. Гирца, сплотило группу гуманитариев (М. Фишер, П. Рабиноу, Д. Клиффорд и др.), в тесном сотрудничестве с которыми были проведены многие из исследований Маркуса периода 1980-х гг. В книге «Антропология как культурная критика» (1986, в соавторстве с Фишером) был дан подробный обзор тенденции к возвращению в антропологию той специфической миссии критики установлений собственного общества, которая отличала раннюю культурную антропологию США начала 20 в. в лице представителей так называемой школы Ф. Боаса (М. Мид, Р. Бенедикт и др.).
Как следствие сотрудничества с К. Гирцем в Принстонском институте высших исследований в начале 1980-х гг. у Маркуса возник многолетний интерес к изучению эпистемологических и теоретическо-методологических проблем антропологической работы и этнографии как научного жанра. Данный интерес вылился, в частности, в публикацию хорошо известного антропологам сборника «Writing Culture» (игра слов: «Записывая культуру» / «Пишущая культура»), изданного им совместно с Д. Клиффордом по результатам семинара Школы американских исследований в г. Санта-Фе в 1984 г. Статья Маркуса, вошедшая в данный сборник, также указывала на появление в его исследовательских интересах вопроса о роли антропологии и этнографии в глобализующемся постиндустриальном обществе. К более подробному рассмотрению этого вопроса учёный обратился в своих статьях 1990-х гг., где он поставил на обсуждение концепцию полилокальной этнографии («poly-local / multi-sited ethnography»), или полилокального этнографического исследования. Такой тип исследования, по мнению Маркуса, явился необходимым ответом на изменившиеся к концу 20 в. формы социальной организации и успешно начал заменять собой традиционный род узколокализованных этнографических исследований одной выбранной местности, который обычно характеризовал методологическую практику антропологии на протяжении большей части 20 в. Полилокальная этнография, согласно аргументации Маркуса, не означала простого дублирования исследований в «деревне А» и «деревне Б», а подразумевала необходимость поиска социальных и культурных взаимосвязей на нетождественных уровнях – во множественных измерениях современной жизни. Он возвращался неоднократно к вопросу о концепции полилокальной этнографии и её проблемных сторонах в 1990–2000-х гг.
В качестве бессменного заведующего кафедрой антропологии Университета Райса в 1980–2005 гг. Маркус внёс большой организационный вклад в развитие антропологических исследований в университете и в 2001 г. был выдвинут на почётную профессорскую должность имени Д. Джамейла за заслуги перед университетом. В середине 1980-х гг. при его организационной и интеллектуальной поддержке в университете работала междисциплинарная группа антропологов и гуманитариев, больше известная как «кружок Райса» («Rice Circle»), которая впоследствии была преобразована в Центр культурных исследований при университете и дала начало многим научным инициативам и проектам – например, проекту «Late Editions» («Издания конца века»), вылившемуся в многолетнюю серию конференций и 8-томное издание по проблемам современной антропологии и культуры, осуществлённое в сотрудничестве с издательством Чикагского университета в 1990-х гг. Основной задачей основанного Маркусом Этнографического центра в Калифорнийском университете в Ирвайне стала разработка современных методов обучения антропологической полевой работе и способов применения антропологического знания в изменившихся социополитических и технологических условиях 21 в.