Мандора (музыкальный инструмент)
Мандо́ра (франц. mandore, mandorre; англ. mandore; нем. Mandürichen, Pandurina, Bandürichen, Mandoër), струнный щипковый лютневидный инструмент.
Происхождение ведёт от гитерна. Мандора была широко распространена в 13 в. в Испании, Италии, на юге Франции; к 14 в. относится её первое изображение в Англии (Литлингтонский миссал, Вестминстерское аббатство, 1383–1384). Некоторые исследователи, в частности Ф. У. Галпин, отмечают её распространение в 16 в. в Шотландии. Наибольшую популярность и высокий статус мандора приобрела в 16–17 вв. во Франции, став одним из широко распространённых в придворной музыкальной практике инструментов.
Мандора – инструмент дискантового диапазона, небольшого размера, общая длина от 42 до 50 см. Корпус каплевидной формы и шейка с серповидной головкой иногда изготавливались из цельного куска древесины, но чаще конструкция была ближе к лютне и подразумевала наборный корпус, к которому крепилась шейка с сильно отклонённой назад (около 90º) головкой. Гриф с 7–9 навязными ладами располагался на одном уровне с плоской декой, к которой крепился мостик. Обычно на инструменте было 4 жильные струны, но нередко встречалось 5–6 курсов струн, иногда парных, настроенных в унисон либо октаву, мелодическая струна при этом часто бывала одинарной. Звукоизвлечение осуществлялось плектром и/или пальцами.
Использовался преимущественно кварто-квинтовый строй. М. Преториус (Praetorius. 1619. P. 28, 53) указывает следующие варианты строя мандоры: с 4 курсами струн – g2 – c2 – g1 – c1 и более низкий d2 – g1 – d1 – g, из чего некоторые исследователи делают вывод о существовании мандор более крупного размера; с 5 курсами струн – c2 – g1 – c1 – g – с, c2 – f1 – c1 – f – с. М. Мерсенн приводит строй g2 – c2 – g1 – c1 и даёт варианты настройки первой струны: g2, f2, e2 (Mersennus. 1636. С. 26). Такой же строй с вариантами для верхней струны приводит несколько позднее А. Кирхер (Kircher. 1650. P. 476–fol. 477). Кроме того, он замечает, что мандора отличается от лютни только количеством струн и строем (P. 476), что иллюстрирует помещённое в трактате изображение.
Лютнеобразной мандора также показана у М. Мерсенна, тогда как немного ранее у Ф. де Шанси в сборнике табулатур для мандоры инструмент предстаёт в более архаичном виде (Chancy. 1629).
Этот вариант близок к схематичному изображению, данному в наиболее раннем из сохранившихся источников, свидетельствующих о кварто-квинтовом строе мандоры, – манускрипте Ф. Мерлена и Ж. Селье «Recherches de plusieurs singularités» («Собрание диковинок», 1583–1587).
Все известные образцы музыки для мандоры записаны в табулатуре. Сборники, в которых они представлены (часто включающие сочинения и для других инструментов), содержат преимущественно французскую либо написанную во французском стиле музыку, однако рукопись Дж. Скина (Skene manuscript, около 1615–1635), хранящаяся в Национальной библиотеке Шотландии в Эдинбурге, составлена в основном из шотландских песен и танцев.
Сложность в идентификации немногих сохранившихся инструментов обусловлена их бытованием под разными названиями (с вариантами написания), а также некоторыми различиями в размере и конструкции. Схожесть поздней мандоры с лютней, столь же выраженная, как у мандолин, совпадение количества струн, созвучность французского и английского «mandore» с ранним историческим названием мандолин (итал. mandola) – всё это подвергает сомнениям некоторые атрибуции.
Усугубляет проблему историческая практика ремонта инструментов с внесением изменений в первоначальную конструкцию. Примером может служить французская мандора, хранящаяся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Согласно музейной атрибуции, она изготовлена мастером Буассаром в 1640 г. От оригинального инструмента сохранились выполненные из цельного куска древесины груши корпус, шейка и головка с колковой коробкой (с отверстиями для 7 колков, из которых сохранилось 6), богато украшенные резьбой, представляющей суд Париса. Внесённые позднее и явно другим мастером изменения (с заменой верхней деки и мостика) демонстрируют уже не столь тонкую работу. Особенно это заметно по исполнению резной розетки. Мостик, установленный вместо первоначального, имеет всего 5 отверстий для струн.
К концу 17 в. популярность мандоры снизилась, и постепенно инструмент вышел из употребления. К началу 20 в. название «mandore» стало часто фигурировать как синоним немецкого «Mandora», «Mandor», означающего распространившуюся в 18 в. преимущественно в Германии, Австрии, Богемии разновидность басовой лютни, которую современники также называли «галлишон» (нем. Gallischon), «колашон» (франц. colachon) и т. п. По мнению некоторых исследователей, эти названия и их региональные и диалектные варианты производны от коласциона (итал. colascione), хотя это разные инструменты.