Литература малаялам
Литерату́ра малая́лам, литература народа малаяли, развивающаяся в исторической области Керала на языке малаялам.
Ранняя словесность представлена народными балладами и песнями (древнейшие из сохранившихся текстов относятся к 10–12 вв.). Первое крупное произведение литературы малаялам – анонимная поэма «Рамачаритам» (12–13 вв.; переложение одной из книг «Рамаяны»), написанная в стиле патту (буквально – песня), сформировавшемся под влиянием тамильской поэзии. В 15 в. традиция патту представлена антологией «Песни Каннассана» («Каннассан паттуккаль»), песенным циклом Черушшери «Песни о Кришне», созданным по мотивам «Бхагавата-пураны» и малаяльского фольклора. На становление литературы малаялам мощное воздействие оказала также санскритская литература. Появился искусственный язык маниправалам (буквально – сапфиры и кораллы; смесь малаялам и санскрита), который использовался в жанрах: сандеша – поэма-послание, объединившая в себе любовную, религиозную и панегирическую тематику («Уннунили-сандеша», 14 в.); чампу – обработки сюжетов из эпоса и пуран, сочетающие элементы поэзии и прозы («Рамаяна-чампу» Пунама Намбудири, 15 в.; многочисленные эротические чампу из жизни танцовщиц и гетер). Основоположником высокого стиля литературы малаялам явился Тунджатту Эжуттаччан, автор переложений «Рамаяны» и «Махабхараты» (16 в.) в духе бхакти, в которых изысканный стиль маниправалам сочетается со стихотворными размерами народных песен.
Драматургия малаялам долгое время была неразрывно связана с различными формами традиционного театра (кутту, кудияттам, катакхали и др.). Литературную основу театра катакхали составляла т. н. аттаккатха («истории для разыгрывания»), сцены из эпоса и пуран, развившаяся со временем в самостоятельный жанр: «Представление о Раме» («Раманаттам», предположительно 17 в.) Коттараккара Тампурана, «Убийство Баки» («Бакавадхам», 17 в.) Коттаятту Тамбурана, «История Наля» («Налачаритам», 17–18 вв.) Уннайи Варияра. Те же сюжеты легли в основу народных представлений туллаль («танец»), изображавших, иногда иронически, богов и героев индийского эпоса простыми людьми; их тексты были написаны на близком к разговорному языке, изобиловали яркими описаниями, остроумными, подчас грубоватыми репликами (творчество Куньджана Намбияра, 18 в.). Первой литературной драмой стал перевод «Вновь узнанной Шакунталы» («Абхиджняна-Шакунтала») Калидасы, выполненный Кералой Вармой в 1882 г.
В 19 в. продолжала развиваться традиционная поэзия (поэма «Павлин-вестник» Кералы Вармы, 1884; религиозная и любовная лирика отца и сына Венмани). Однако определяющим фактором для литературы малаялам этого периода было влияние европейской литературы, прежде всего английского Просвещения и романтизма. Первый малаяльский роман – «Кундалата» (1887) Аппу Недунгади. Значительным явлением стал роман «Индулекха» (1889) Чанду Менона, насыщенный просветительскими идеями и социальной критикой. Создателем исторического романа считается Раман Пиллэ, продолживший традиции В. Скотта («Мартанда Варма», 1891; «Рамараджа Бахадур», 1918).
В конце 19 – первой половине 20 вв. возникли жанры рассказа, очерка, эссе, литературного портрета. Происходит расцвет новой малаяльской поэзии: Кумаран Ашан [любовно-философская лирика; поэма «Дуравасту» («Печальная судьба», 1922), с которой в малаяльскую поэзию вошла социальная и этическая проблематика], Уллур Парамешвара Айяр (философская и религиозная лирика), «певец Кералы» Валлаттол Нараяна Менон (романтическая, философская и патриотическая лирика), Шанкара Куруп, Чангампужа Кришна Пиллэ и др.
Для малаяльской драматургии этого периода характерно использование традиционных мифологических сюжетов и канонических форм санскритской драмы в сочетании с мотивами европейской драмы: «Свадьба Кальяни» (1888) Коччунни Тампурана, «Мариямма» (1903) Коччиппана Таракана и др. Основоположники современной оригинальной малаяльской драматургии – Раман Пиллэ (комедии «Переполох в доме Курупа», 1909; «То, что осталось доктору», 1916; «Дворецкий Паппан», 1921; пьесы на основе собственных исторических романов), Е. В. Кришна Пиллэ (исторические драмы «Ситалакшми», 1926; «Раджа Кесава Дасан», 1930; комедии «Комиссия по любви», 1932; «Б. А. Маяви», 1933). В 1930-е гг. появилась социальная драма: «Из кухни на сцену» (1930) В. Т. Р. Бхаттатирипада, «Долг по ренте» (1938) К. Дамодарана, «Совершеннолетняя» (1939) М. П. Бхаттатирипада и др. Под влиянием Г. Ибсена были созданы психологические драмы Н. Кришна Пиллэ «Разрушенный дом» (1942), «Девушка» (1944).
В середине 20 в. просветительские и романтические тенденции уступили место социальной и психологической прозе, для которой характерны открытость внешним влияниям, эксперименты в области литературных форм: романы «Из канавы» (1943) о судьбе рикши и «Соседи» (1963) Кешавы Дева, «Подруга детства» (1944) и «У моего дедушки был слон» (1951) Мухаммада Башира, «Ядовитая девушка» (1940-е гг.) о борьбе людей с дикой природой и автобиографический «Рассказ о стране» (1970-е гг.) С. К. Поттеккатта, «Сын мусорщика» (1947) и «Креветки» (1956) Такажи Шивашанкары Пиллэ.
Во второй половине 20 в. литература малаялам, не порывая с национальными традициями, продолжала осваивать приёмы, жанры и стили мировой литературы. В 1950–1970-е гг. испытала воздействие марксизма и социалистического реализма – пьеса «Вы сделали меня коммунистом» (1952) Топпила Бхаси и др. С 1980-х гг. широкое распространение получила т. н. литература далитов (буквально – угнетённых) – выходцев из низких каст, стремившихся привлечь внимание к проблемам отверженных слоёв общества. Другое направление малаяльской прозы этого периода связано с традициями модернизма и постмодернизма: О. В. Виджаян (романы «Легенды Кхасака», 1969, «Сага о Дхармапури», 1985), П. Захариа (сборники рассказов «Оридатт», 1978, «Арккариям», 1986).
Малаяльская проза рубежа 20–21 вв. продолжила заниматься этническими, религиозными и межобщинными проблемами; вместе с тем для неё характерен интерес к психологии и судьбе индивида, теряющего социальные и нравственные ориентиры: М. Мукундан, Ананд, Мадхавикутти, Какканадан, Г. Р. Индугопан, Е. Харикумар, Н. П. Мохаммед и др. В поэзии стремление к простоте формы сочетается с модернистскими экспериментами: Анвар Али, Аияппа Паниккар, М. Говиндан, К. Р. Тони, М. Б. Манодж. В драматургии преобладает социальная и политическая драма: Шанкара Пиллэ, П. М. Антони, В. Васудевана Пиллэ, К. Нараяна Паниккара и др.
С 1970-х гг. развиваются литературоведение и литературная критика на малаялам.