Ленинградская область. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Ленингра́дской о́бласти, региональная транспортная система, включающая автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный виды транспорта.
Общая характеристика транспортной сети
Соседство Ленинградской области с Санкт-Петербургом способствовало формированию на её территории развитой транспортной сети и её резкой контрастности: если окрестности Санкт-Петербурга хорошо обеспечены транспортными путями, то малозаселённые окраины (особенно восточные) в транспортном отношении освоены слабо.
Благодаря своему приморскому положению область обеспечивает значительный объём внешней торговли России, бо́льшая часть объёма балтийской морской торговли РФ идёт через транспортную сеть Ленинградской области.
Грузовые перевозки в значительной степени транзитные – крупные потоки грузов направлены либо из-за пределов области в Санкт-Петербург и обратно, либо в морские порты для перевалки на суда и отправки на экспорт. При этом потоки с востока на запад области значительно превышают потоки в обратном направлении. В самой области крупные грузопотоки продукции создают «Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез"», предприятия химического комплекса и районы добычи минерально-строительного сырья. В то же время транспортная сеть области выполняет крупные пассажирские перевозки, причём объёмы их резко возрастают по мере приближения к Санкт-Петербургу, с которым происходит постоянный и высокоинтенсивный пассажирообмен.
Автомобильный транспорт
Протяжённость автомобильных дорог общего пользования 23,3 тыс. км (2022), в том числе 18,5 тыс. км с твёрдым покрытием. Среди дорог с твёрдым покрытием усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) имеет 60,8 %, что близко к среднероссийскому показателю (62,0 %). Не отвечают нормативным требованиям 51,3 % дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и 41,3 % дорог местного значения.
Плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием – 220 км на 1000 км2 территории (2022; 65 км в среднем в РФ, 63 км – в Северо-Западном федеральном округе). Центральные и окраинные районы по обеспеченности резко различаются: в окрестностях Петербурга дорожная сеть более густая и её пропускная способность выше; на окраинах области плотность дорожной сети резко падает (плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием во Всеволожском районе составляет 577 км на 1000 км2 территории, в Подпорожском – 172 км). В окрестностях Санкт-Петербурга автомобильные дороги характеризуются высокой транспортной загруженностью.
Дорожная сеть региона характеризуется радиальной структурой, строящейся вокруг Петербурга и дополняемой Кольцевой автодорогой Санкт-Петербурга и хордовыми дорогами, расположенными на различном удалении от областного центра. Опорный каркас автодорожной сети образуют дороги федерального значения (их длина составляет 1790 км), как правило дублирующие железные дороги: Санкт-Петербург – Москва (М10 «Россия» и автомагистраль М11 «Нева» с платным проездом), Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск (Р-21 «Кола»), Санкт-Петербург – Киев – Одесса (Р-23 «Псков»), Санкт-Петербург – Нарва (А-180), Санкт-Петербург – Хельсинки (А-181 «Скандинавия»), Санкт-Петербург – Сортавала (А-121). Дороги «Скандинавия», «Россия» и «Псков» – части панъевропейского транспортного коридора.
Порядка 800 сельских населённых пунктов Ленинградской области (28 % общего количества) не обеспечены постоянной круглогодичной связью с районными центрами по дорогам с твёрдым покрытием (в том числе 13 населённых пунктов с населением более 100 человек), из-за этого около 15 тыс. жителей области в весенний и осенний периоды не имеют доступа к социальным объектам и услугам.
По обеспеченности личным автотранспортом Ленинградская область близка к среднероссийским показателям: в 2019 г. на 1000 жителей приходилось собственных легковых автомобилей – 322,9 (33-е место в России; в целом по РФ – 315,5). Зарегистрировано 5319 грузовых автомобилей и 1213 пассажирских автобусов (2019). По обеспеченности автобусами общего пользования (78 единиц на 100 тыс. жителей, 2022;) Ленинградская область занимает 73-е место среди субъектов РФ.
Объём грузовых перевозок автомобильным транспортом – 12,2 млн т, грузооборот – 2590 млн т∙км (2022). Объём пассажирских перевозок автобусами общего пользования 69,8 млн человек, пассажирооборот 1550 млн пассажиро-километров (2022).
Железнодорожный транспорт
Область располагает протяжённой сетью железных дорог (2550 км, 2022). Плотность железнодорожных путей 30,4 км на 1000 км2 (9-е место в России). Железнодорожная сеть Ленинградской области находится под управлением Октябрьской железной дороги – филиала компании Российские железные дороги (Санкт-Петербургский, Санкт-Петербург-Витебский, Волховстроевский, Петрозаводский территориальные управления).
Бо́льшая часть линий «веером» расходится от Петербурга – одного из старейших и крупнейших железнодорожных узлов России, включающего более десятка направлений; часть из них очень короткие и обслуживают лишь местные пассажирские перевозки. Наиболее значимые радиальные линии восточного направления – Санкт-Петербург – Вологда – Пермь, Чудово – Волхов – Петрозаводск – Мурманск; юго-восточного – Санкт-Петербург – Москва и Мга – Будогощь – Сонково, южного – Санкт-Петербург – Дно – Витебск, Санкт-Петербург – Луга – Вильнюс – Гродно, Павловск – Великий Новгород, западного – Гатчина – Ивангород, северного – Санкт-Петербург – Выборг – граница с Финляндией и Санкт-Петербург – Сортавала – Костомукша. Эта радиальная структура дополняется хордовыми линиями (Тосно – Гатчина, Гатчина – Санкт-Петербург, Волхов – Чудово – Великий Новгород – Луга, Выборг – Хийтола, Котлы – Веймарн – Сланцы, Тихвин – Будогощь), а также тупиковыми ветками (Тосно – Шапки, Веймарн – Сланцы, Мга – Невдубстрой и др.), которые используются преимущественно для местных перевозок. Важнейшие железнодорожные узлы: Луга, Волхов, Мга, Гатчина, Выборг.
Железнодорожная линия Санкт-Петербург – Москва (движение открыто в 1851) – одна из первых в Российской империи, бóльшая часть железных дорог современной территории Ленинградской области построена до 1917 или в 1920-е гг., ветка Лосево – Каменногорск – в 2017 г. После 1991 г. ряд малозагруженных тупиковых веток был выведен из эксплуатации.
Бо́льшая часть железнодорожных линий электрифицирована постоянным током напряжением 3 кВ (короткий участок от станции Свирь до границы области – переменным током напряжением 25 кВ): магистральные линии Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петербург – Вологда, Санкт-Петербург – Выборг – граница с Финляндией и Волхов – Мурманск и участки, используемые для пригородного пассажирского сообщения (от Санкт-Петербурга до станций Кузнечное, Ладожское Озеро, Невская Дубровка, Калище, Луга I, Оредеж, Новолисино, Будогощь).
Наиболее масштабные грузоперевозки осуществляются по железным дорогам субширотного направления, обеспечивающим подвоз к Петербургу из внутренних районов России основных объёмов промышленного сырья, топлива, материалов, а также внешнеторговых грузов к портам Финского залива. Старейшая в России магистральная линия Санкт-Петербург – Москва используется в основном для пассажирских перевозок, в том числе скоростных. В связи с развитием морского порта Усть-Луга возросло значение железнодорожных веток в западной части региона (Санкт-Петербург – Калище – Усть-Луга, Тосно – Веймарн – Котлы).
Хотя железнодорожная сеть области обслуживает в основном транзитные грузы, на территории региона также генерируются сравнительно крупные потоки грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. С 1990 по 2022 гг. отправление грузов снизилось почти втрое – с 76,6 до 26,3 млн т (15-е место в России).
В Ленинградской области высоко развито пригородное железнодорожное сообщение, обеспечивающее интенсивные связи Петербурга с его окружением. По отправлению пассажиров железной дорогой Ленинградская область уступает только Санкт-Петербургу, Московской области и Москве. Из-за конкуренции других видов транспорта и общего снижения подвижности населения объём пассажирских перевозок с 1990 до 2019 гг. сократился в 7,5 раза – с 216,3 млн человек до 28,8 млн. Наиболее крупные пассажиропотоки в области образуются из городов Санкт-Петербургской агломерации, а в летний период – из крупнейших дачных и садоводческих поселений.
На территории Ленинградской области, в г. Мурино, находится единственная станция метрополитена Санкт-Петербурга «Девяткино» (до 1992 – «Комсомольская»), конечная станция Кировско-Выборгской линии в северном направлении (действует электродепо «Северное»).
Морской транспорт
Большую роль в региональной транспортной системе играет морской транспорт. Санкт-Петербург и Ленинградская область – 2 субъекта РФ (помимо эксклава – Калининградской области), сохранившие после распада СССР выход к Балтийскому морю: основная часть российской морской торговли на Балтике идёт именно через порты Ленинградской области. Благодаря им Россия получила возможность поставлять свои товары на экспорт, минуя транзитные порты Прибалтики.
Крупнейший порт области Усть-Луга (2001) расположен на южном берегу Финского залива, включает 12 терминалов, глубина акватории 17,5 м, грузооборот 124,1 млн т (2022); 36,8 % экспортного грузооборота составляет каменный уголь, 30,1 % – нефтепродукты, 21,5 % – нефть.
На северном берегу залива работают 3 порта. Крупнейший из них – Приморск (2001; грузооборот 57,1 млн т, 2022) – специализированный порт, перегружающий нефть и нефтепродукты. Высоцкий порт (16,0 млн т, 2022) специализируется на экспорте нефтепродуктов и каменного угля, Выборгский (676 тыс. т) – на перевалке сухих грузов, в первую очередь каменного угля и минеральных удобрений.
Внутренний водный транспорт
Область располагает разветвлённой сетью судоходных внутренних водных путей (1851 км, 2022). Нева, Свирь, Ладожское и Онежское озёра – часть Волго-Балтийского водного пути (1963), который, в свою очередь, образует северо-западную часть единой глубоководной системы Европейской части России. Судоходны также Волхов, низовья Луги, Плюссы, Паши, Сяси, Нарвы и Вуоксы, озеро Вуокса и Нарвское водохранилище, Новоладожский и Онежский каналы. Сайменский канал (часть арендована Финляндией) соединяет Выборгский залив с озером Сайма.
Действуют 2 речных порта – Подпорожский порт на реке Свирь (посёлок Никольский Подпорожского района), Ремонтно-эксплутационная база флота компании «ЛСР. Базовые материалы» на реке Нева (г. Отрадное), 3 шлюза – Волховский на реке Волхов, Нижнесвирский и Верхнесвирский на реке Свирь.
Грузовое судоходство осуществляется в небольших масштабах только по Волго-Балтийскому пути; около половины объёма перевозок приходится на долю минеральных строительных материалов. Пассажирские перевозки незначительны, осуществляются по туристско-экскурсионным линиям и паромным переправам (через Неву на о. Ореховый, где расположена крепость Шлиссельбург; через Свирь в посёлок Вознесенье).
Трубопроводный транспорт
Нефтепроводный транспорт на территории региона появился в 1960-е гг., когда города Горький (ныне Нижний Новгород) и Ярославль были соединены магистральным нефтепроводом с Киришским нефтеперерабатывающим заводом (1966), а в 2001 г. Балтийской трубопроводной системой (БТС) с портом Приморск. В 2008 г. введён в эксплуатацию нефтепродуктопровод Второво – Ярославль – Кириши – Приморск (проект «Север»). Для подачи нефти в порт Усть-Луга в 2012 г. введена в действие система БТС-2 – 1067-мм нефтепровод Унеча (Брянская область) – Андреаполь (Тверская область) – Усть-Луга.
Газопроводный транспорт на территории области ведёт историю с 1948 г., когда было завершено строительство газопровода Кохтла-Ярве – Ленинград. Природный газ с Северного Кавказа стал поступать на Северо-Запад России в 1959 г., с вводом в строй магистрали Серпухов – Ленинград. С этого момента началась масштабная газификация области. Также регион получает газ со стороны Грязовца Вологодской области (магистральный газопровод Грязовец – Выборг). Природный газ экспортируется в Финляндию.
Стремление России вести торговлю природным газом непосредственно со своими западноевропейскими контрагентами вызвало новую волну газопроводного строительства в начале 21 в. В 2010 г. был построен 1420-мм газопровод Грязовец – Выборг. После его ввода в эксплуатацию от Выборга по дну Балтийского моря в г. Грейфсвальд (Германия) был проложен экспортный Северо-Европейский газопровод («Северный поток»; не действует с сентября 2022, по состоянию на начало 2024). Подводная часть 2-й нитки газопровода («Северный поток-2»; окончательное завершение строительства – 2021) начинается у южного берега Финского залива, у компрессорной станции «Славянская» в Усть-Луге (также не действует с сентября 2022).
В региональную систему газопроводного транспорта входит Гатчинское подземное хранилище газа (деревня Лядино, Гатчинский район) активной ёмкостью 0,2 млрд м3. Хранилище служит для покрытия сезонной неравномерности потребления газа Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Гатчинское подземное хранилище газа – единственное в мире, созданное в пологозалегающем водоносном пласте.
Воздушный транспорт
Главный аэропорт Северо-Запада России (Пулково) административно относится к Санкт-Петербургу. Функционирует инфраструктура авиации общего назначения (спортивная и учебно-тренировочная), а также авиации, предназначенной для выполнения авиационных работ: аэродромы Гостилицы (посёлок Гостилицы, Ломоносовский район), Сельцо (посёлок Сельцо, Волосовский район), Сиворицы (село Никольское, Гатчинский район). Действуют военные аэродромы: Прибылово (посёлок Глебычево, Выборгский район), Сиверский (посёлок Сиверский, Гатчинский район), Торошковичи (деревня Торошковичи, Лужский район).