Ленинградская область. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Ленингра́дской о́бласти, региональная транспортная система, включающая автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный виды транспорта.
Общая характеристика транспортной сети
Соседство Ленинградской области с Санкт-Петербургом способствовало формированию на её территории развитой транспортной сети и её резкой контрастности: если окрестности Санкт-Петербурга хорошо обеспечены транспортными путями, то малозаселённые окраины (особенно восточные) в транспортном отношении освоены слабо.
Благодаря своему приморскому положению область обеспечивает значительный объём внешней торговли России, бо́льшая часть объёма балтийской морской торговли РФ идёт через транспортную сеть Ленинградской области.
Грузовые перевозки в значительной степени транзитные – крупные потоки грузов направлены либо из-за пределов области в Санкт-Петербург и обратно, либо в морские порты для перевалки на суда и отправки на экспорт. При этом потоки с востока на запад области значительно превышают потоки в обратном направлении. В самой области крупные грузопотоки продукции создают «Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез"», предприятия химического комплекса и районы добычи минерально-строительного сырья. В то же время транспортная сеть области выполняет крупные пассажирские перевозки, причём объёмы их резко возрастают по мере приближения к Санкт-Петербургу, с которым происходит постоянный и высокоинтенсивный пассажирообмен.
Автомобильный транспорт
Протяжённость автомобильных дорог общего пользования 23,3 тыс. км (2022), в том числе 18,5 тыс. км с твёрдым покрытием. Среди дорог с твёрдым покрытием усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) имеет 60,8 %, что близко к среднероссийскому показателю (62,0 %). Не отвечают нормативным требованиям 51,3 % дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и 41,3 % дорог местного значения.
Плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием – 220 км на 1000 км2 территории (2022; 65 км в среднем в РФ, 63 км – в Северо-Западном федеральном округе). Центральные и окраинные районы по обеспеченности резко различаются: в окрестностях Петербурга дорожная сеть более густая и её пропускная способность выше; на окраинах области плотность дорожной сети резко падает (плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием во Всеволожском районе составляет 577 км на 1000 км2 территории, в Подпорожском – 172 км). В окрестностях Санкт-Петербурга автомобильные дороги характеризуются высокой транспортной загруженностью.
Дорожная сеть региона характеризуется радиальной структурой, строящейся вокруг Петербурга и дополняемой Кольцевой автодорогой Санкт-Петербурга и хордовыми дорогами, расположенными на различном удалении от областного центра. Опорный каркас автодорожной сети образуют дороги федерального значения (их длина составляет 1790 км), как правило дублирующие железные дороги: Санкт-Петербург – Москва (М10 «Россия» и автомагистраль М11 «Нева» с платным проездом), Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск (Р-21 «Кола»), Санкт-Петербург – Киев – Одесса (Р-23 «Псков»), Санкт-Петербург – Нарва (А-180), Санкт-Петербург – Хельсинки (А-181 «Скандинавия»), Санкт-Петербург – Сортавала (А-121). Дороги «Скандинавия», «Россия» и «Псков» – части панъевропейского транспортного коридора.
Автомагистраль М11 «Нева».Порядка 800 сельских населённых пунктов Ленинградской области (28 % общего количества) не обеспечены постоянной круглогодичной связью с районными центрами по дорогам с твёрдым покрытием (в том числе 13 населённых пунктов с населением более 100 человек), из-за этого около 15 тыс. жителей области в весенний и осенний периоды не имеют доступа к социальным объектам и услугам.
По обеспеченности личным автотранспортом Ленинградская область близка к среднероссийским показателям: в 2019 г. на 1000 жителей приходилось собственных легковых автомобилей – 322,9 (33-е место в России; в целом по РФ – 315,5). Зарегистрировано 5319 грузовых автомобилей и 1213 пассажирских автобусов (2019). По обеспеченности автобусами общего пользования (78 единиц на 100 тыс. жителей, 2022;) Ленинградская область занимает 73-е место среди субъектов РФ.
Объём грузовых перевозок автомобильным транспортом – 12,2 млн т, грузооборот – 2590 млн т∙км (2022). Объём пассажирских перевозок автобусами общего пользования 69,8 млн человек, пассажирооборот 1550 млн пассажиро-километров (2022).
Железнодорожный транспорт
Область располагает протяжённой сетью железных дорог (2550 км, 2022). Плотность железнодорожных путей 30,4 км на 1000 км2 (9-е место в России). Железнодорожная сеть Ленинградской области находится под управлением Октябрьской железной дороги – филиала компании Российские железные дороги (Санкт-Петербургский, Санкт-Петербург-Витебский, Волховстроевский, Петрозаводский территориальные управления).
Бо́льшая часть линий «веером» расходится от Петербурга – одного из старейших и крупнейших железнодорожных узлов России, включающего более десятка направлений; часть из них очень короткие и обслуживают лишь местные пассажирские перевозки. Наиболее значимые радиальные линии восточного направления – Санкт-Петербург – Вологда – Пермь, Чудово – Волхов – Петрозаводск – Мурманск; юго-восточного – Санкт-Петербург – Москва и Мга – Будогощь – Сонково, южного – Санкт-Петербург – Дно – Витебск, Санкт-Петербург – Луга – Вильнюс – Гродно, Павловск – Великий Новгород, западного – Гатчина – Ивангород, северного – Санкт-Петербург – Выборг – граница с Финляндией и Санкт-Петербург – Сортавала – Костомукша. Эта радиальная структура дополняется хордовыми линиями (Тосно – Гатчина, Гатчина – Санкт-Петербург, Волхов – Чудово – Великий Новгород – Луга, Выборг – Хийтола, Котлы – Веймарн – Сланцы, Тихвин – Будогощь), а также тупиковыми ветками (Тосно – Шапки, Веймарн – Сланцы, Мга – Невдубстрой и др.), которые используются преимущественно для местных перевозок. Важнейшие железнодорожные узлы: Луга, Волхов, Мга, Гатчина, Выборг.
Железнодорожная линия Санкт-Петербург – Москва (движение открыто в 1851) – одна из первых в Российской империи, бóльшая часть железных дорог современной территории Ленинградской области построена до 1917 или в 1920-е гг., ветка Лосево – Каменногорск – в 2017 г. После 1991 г. ряд малозагруженных тупиковых веток был выведен из эксплуатации.
Бо́льшая часть железнодорожных линий электрифицирована постоянным током напряжением 3 кВ (короткий участок от станции Свирь до границы области – переменным током напряжением 25 кВ): магистральные линии Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петербург – Вологда, Санкт-Петербург – Выборг – граница с Финляндией и Волхов – Мурманск и участки, используемые для пригородного пассажирского сообщения (от Санкт-Петербурга до станций Кузнечное, Ладожское Озеро, Невская Дубровка, Калище, Луга I, Оредеж, Новолисино, Будогощь).
Наиболее масштабные грузоперевозки осуществляются по железным дорогам субширотного направления, обеспечивающим подвоз к Петербургу из внутренних районов России основных объёмов промышленного сырья, топлива, материалов, а также внешнеторговых грузов к портам Финского залива. Старейшая в России магистральная линия Санкт-Петербург – Москва используется в основном для пассажирских перевозок, в том числе скоростных. В связи с развитием морского порта Усть-Луга возросло значение железнодорожных веток в западной части региона (Санкт-Петербург – Калище – Усть-Луга, Тосно – Веймарн – Котлы).
Хотя железнодорожная сеть области обслуживает в основном транзитные грузы, на территории региона также генерируются сравнительно крупные потоки грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. С 1990 по 2022 гг. отправление грузов снизилось почти втрое – с 76,6 до 26,3 млн т (15-е место в России).
В Ленинградской области высоко развито пригородное железнодорожное сообщение, обеспечивающее интенсивные связи Петербурга с его окружением. По отправлению пассажиров железной дорогой Ленинградская область уступает только Санкт-Петербургу, Московской области и Москве. Из-за конкуренции других видов транспорта и общего снижения подвижности населения объём пассажирских перевозок с 1990 до 2019 гг. сократился в 7,5 раза – с 216,3 млн человек до 28,8 млн. Наиболее крупные пассажиропотоки в области образуются из городов Санкт-Петербургской агломерации, а в летний период – из крупнейших дачных и садоводческих поселений.
На территории Ленинградской области, в г. Мурино, находится единственная станция метрополитена Санкт-Петербурга «Девяткино» (до 1992 – «Комсомольская»), конечная станция Кировско-Выборгской линии в северном направлении (действует электродепо «Северное»).
Ленинградская область (г. Мурино). Электродепо «Северное».
Морской транспорт
Большую роль в региональной транспортной системе играет морской транспорт. Санкт-Петербург и Ленинградская область – 2 субъекта РФ (помимо эксклава – Калининградской области), сохранившие после распада СССР выход к Балтийскому морю: основная часть российской морской торговли на Балтике идёт именно через порты Ленинградской области. Благодаря им Россия получила возможность поставлять свои товары на экспорт, минуя транзитные порты Прибалтики.
Порт Усть-Луга (Ленинградская область).
Крупнейший порт области Усть-Луга (2001) расположен на южном берегу Финского залива, включает 12 терминалов, глубина акватории 17,5 м, грузооборот 124,1 млн т (2022); 36,8 % экспортного грузооборота составляет каменный уголь, 30,1 % – нефтепродукты, 21,5 % – нефть.
Выборг (Ленинградская область). Морской порт.На северном берегу залива работают 3 порта. Крупнейший из них – Приморск (2001; грузооборот 57,1 млн т, 2022) – специализированный порт, перегружающий нефть и нефтепродукты. Высоцкий порт (16,0 млн т, 2022) специализируется на экспорте нефтепродуктов и каменного угля, Выборгский (676 тыс. т) – на перевалке сухих грузов, в первую очередь каменного угля и минеральных удобрений.
Внутренний водный транспорт
Область располагает разветвлённой сетью судоходных внутренних водных путей (1851 км, 2022). Нева, Свирь, Ладожское и Онежское озёра – часть Волго-Балтийского водного пути (1963), который, в свою очередь, образует северо-западную часть единой глубоководной системы Европейской части России. Судоходны также Волхов, низовья Луги, Плюссы, Паши, Сяси, Нарвы и Вуоксы, озеро Вуокса и Нарвское водохранилище, Новоладожский и Онежский каналы. Сайменский канал (часть арендована Финляндией) соединяет Выборгский залив с озером Сайма.
Действуют 2 речных порта – Подпорожский порт на реке Свирь (посёлок Никольский Подпорожского района), Ремонтно-эксплутационная база флота компании «ЛСР. Базовые материалы» на реке Нева (г. Отрадное), 3 шлюза – Волховский на реке Волхов, Нижнесвирский и Верхнесвирский на реке Свирь.
Грузовое судоходство осуществляется в небольших масштабах только по Волго-Балтийскому пути; около половины объёма перевозок приходится на долю минеральных строительных материалов. Пассажирские перевозки незначительны, осуществляются по туристско-экскурсионным линиям и паромным переправам (через Неву на о. Ореховый, где расположена крепость Шлиссельбург; через Свирь в посёлок Вознесенье).
Трубопроводный транспорт
Нефтепроводный транспорт на территории региона появился в 1960-е гг., когда города Горький (ныне Нижний Новгород) и Ярославль были соединены магистральным нефтепроводом с Киришским нефтеперерабатывающим заводом (1966), а в 2001 г. Балтийской трубопроводной системой (БТС) с портом Приморск. В 2008 г. введён в эксплуатацию нефтепродуктопровод Второво – Ярославль – Кириши – Приморск (проект «Север»). Для подачи нефти в порт Усть-Луга в 2012 г. введена в действие система БТС-2 – 1067-мм нефтепровод Унеча (Брянская область) – Андреаполь (Тверская область) – Усть-Луга.
Газопроводный транспорт на территории области ведёт историю с 1948 г., когда было завершено строительство газопровода Кохтла-Ярве – Ленинград. Природный газ с Северного Кавказа стал поступать на Северо-Запад России в 1959 г., с вводом в строй магистрали Серпухов – Ленинград. С этого момента началась масштабная газификация области. Также регион получает газ со стороны Грязовца Вологодской области (магистральный газопровод Грязовец – Выборг). Природный газ экспортируется в Финляндию.
Стремление России вести торговлю природным газом непосредственно со своими западноевропейскими контрагентами вызвало новую волну газопроводного строительства в начале 21 в. В 2010 г. был построен 1420-мм газопровод Грязовец – Выборг. После его ввода в эксплуатацию от Выборга по дну Балтийского моря в г. Грейфсвальд (Германия) был проложен экспортный Северо-Европейский газопровод («Северный поток»; не действует с сентября 2022, по состоянию на начало 2024). Подводная часть 2-й нитки газопровода («Северный поток-2»; окончательное завершение строительства – 2021) начинается у южного берега Финского залива, у компрессорной станции «Славянская» в Усть-Луге (также не действует с сентября 2022).
В региональную систему газопроводного транспорта входит Гатчинское подземное хранилище газа (деревня Лядино, Гатчинский район) активной ёмкостью 0,2 млрд м3. Хранилище служит для покрытия сезонной неравномерности потребления газа Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Гатчинское подземное хранилище газа – единственное в мире, созданное в пологозалегающем водоносном пласте.
Воздушный транспорт
Главный аэропорт Северо-Запада России (Пулково) административно относится к Санкт-Петербургу. Функционирует инфраструктура авиации общего назначения (спортивная и учебно-тренировочная), а также авиации, предназначенной для выполнения авиационных работ: аэродромы Гостилицы (посёлок Гостилицы, Ломоносовский район), Сельцо (посёлок Сельцо, Волосовский район), Сиворицы (село Никольское, Гатчинский район). Действуют военные аэродромы: Прибылово (посёлок Глебычево, Выборгский район), Сиверский (посёлок Сиверский, Гатчинский район), Торошковичи (деревня Торошковичи, Лужский район).
