Куриный бог
Кури́ный бог (курячий бог), в русской сельской культуре небольшой камень с одним или несколькими естественными отверстиями (проточинами) или иной предмет, подвешиваемый в курятнике в качестве оберега. Считалось, что курицы молятся на него Богу как на икону (для сравнения владимирское название «курячий поп»). Такие камни находили в земле или у реки и передавали из поколения в поколение как редкую и полезную в хозяйстве вещь. На рубеже 19–20 вв. представления о курином боге были известны на территории Новгородской, Тверской, Ярославской, Костромской, Московской, Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Тульской и Калужской губерний (Бондаренко. 1890; Максимов. 1903; Завойко. 1914; Зимин. 1920; Зернова. 1932; Словарь. 1980; Черепанова. 1983; Лебедева. 1996; Левкиевская. 2002).
Крестьяне верили, что куриный бог способствует здоровью и плодовитости кур, оберегает их от вредоносных действий кикиморы и домового (выщипывание перьев и др.) (Зеленин. 1994. С. 139–140; Успенский. 1982. С. 150–152). Также для благополучного отела скота и защиты его от домового данный оберег могли вешать во дворе. В редких случаях куриный бог понимался как место обитания доброжелательных домашних духов (для сравнения севернорусское название «кикимора одноглазый», пензенское «куриный домовой») (Черепанова. 1983. С. 127; Левкиевская. 2002. С. 115). Камень вешали у изголовья кровати, если человека мучили ночные кошмары.
Другой функцией оберега была защита от сглаза: он помещался на видном месте двора или усадьбы, чтобы отвлекать на себя внимание людей, способных сглазить птицу и скот. Куриный бог использовался и для лечения сглаза, поэтому такие камни с отверстиями называли также «урочными камнями» (урок – сглаз) (Костромская, Ярославская, Вологодская губернии) (Ильинский. 1896. С. 240; Щепанская. 1999. С. 163, 167). Вода, в которую клали оберег, приобретала силу исцелять сглаз, испуг, полуночницу, лихорадку и другие болезни. Такой водой обмывали и опрыскивали больных, давали её пить. В Вологодской области в 1980-х гг. использовали три урочных камня для лечения сглаза (Щепанская. 1999. С. 167). Их бросали в воду и загадывали предполагаемых виновников: «Этот камень от мужчины, этот – от женщины, этот – от девочки молодой». Зашипевший камень показывал виновного. Затем этой водой сбрызгивали и поили больного, после чего воду выливали на перекрёсток через левое плечо. При заболевании зубов в Тамбовской губернии знахарки вели больного в курятник, шептали заговор на куриного бога и прикладывали его к больному месту шесть раз крестообразно (Бондаренко. 1890. С. 115).
В качестве куриного бога могли выступать также старый лапоть, лоскуты кумача (красной ткани), горлышко разбитого глиняного кувшина или умывальника, горшок, лукошко или корзина без дна, еловая ветка и др. Для усиления защитных свойств в лапоть клали крест из соломинок, куриный помёт, а в горшок дополнительно вставлялся куст можжевельника или кусочек ладана (Зернова. 1932. С. 49–50). В отдельных случаях куриный бог представал в виде антропоморфной деревянной или каменной фигуры (Московская, Костромская, Владимирская губернии). «Куриными богами» крестьяне называли также святых покровителей куриц – святого Димитрия Солунского (Московская губерния), святых Косму и Дамиана (Пензенская губерния), святого Николая (Рязанская губерния), раннехристианских мучеников святых Кирика и Иулитту (Улиту) (Тобольская губерния) (Макаренко. 1913. С. 97; Левкиевская. 2002. С. 115).
Вера в магическую силу куриного бога обусловлена его формой и материальностью. Способность увеличивать плодовитость птиц и скота, исцелять болезни связана с наличием в нём отверстий и дыр, ассоциировавшихся с женским началом, плодородием и проходом в иной мир. Твёрдость камня делала возможным лечение при помощи куриного бога зубов. Ветхость и разбитость вещей также воспринимались в русской сельской культуре как знак их близости к потустороннему миру. Крестьяне считали, что куриный бог должен быть найден случайно, а не целенаправленно, чтобы обладать магической силой (Владимирская и Нижегородская губернии).
Обереги в виде камней с отверстиями были широко распространены среди народов Европы, Сибири, Кавказа. Чукчи включали такие камни в связку амулетов в расчёте на охотничье счастье и защиту от духов (Богораз. 1939. С. 60). В Европе повсеместно камни с отверстиями – святые, ведьмовские, змеиные – использовались для защиты жилища, людей, домашних животных и урожая от вредоносного колдовства, болезней, нечистой силы и несчастных случаев. Камни вешали отдельно или рядом с другими оберегами (для усиления) – подковой, козьим рогом, железной шайбой, лисьей лапкой, ключом и др. С помощью камней с отверстиями лечили болезни. Широко известен был способ лечения коров от крови в молоке посредством доения через отверстие в камне. В некоторых традициях такой камень считался «громовым» – упавшим с неба с грозой или принявшим на себя удар молнии (Blinkenberg. 1911). В Германии трижды прокручивали камень на пальце и бросали его в сторону двери, чтобы избежать попадания молнии в дом (Kunz. 1915. P. 108). В Белоруссии камни с дырками назывались перуновыми или громовыми стрелами: их скребли ножом, и мелкие частицы давали выпить роженицам в качестве лекарства (Лысенко. 1983). Нередко «громовыми» камнями были найденные сельскими жителями неолитические топоры (Blinkenberg. 1911). Жители Уэльса и Шотландии верили, что с помощью камней с дырками можно излечиться от укуса ядовитой змеи. Английские моряки и рыбаки носили с собой или крепили к лодкам святые камни, чтобы не утонуть и иметь удачу в промысле (Elworthy. 1903; Duffin. 2011). Солдатам 1-й мировой войны такие камни служили талисманами.
На протяжении 20 в. традиционные поверья о курином боге и аналогичных камнях у других народов постепенно забывались или намеренно изживались. В частности, в России православное духовенство боролось с куриным богом как с язычеством, а советская власть видела в нём предрассудок и вредный пережиток прошлого. В современной городской и сельской массовой культуре Европы считается, что камни с отверстиями приносят удачу. В туристической индустрии куриный бог превращается в сувенир с отдыха на морских курортах и приобретает новую мифологию. Российские туристы загадывают в отверстие найденного куриного бога желание; носят его на шее в надежде на благополучный брак для женщин и удачный бизнес для мужчин; ищут на пляже семь таких камней, чтобы обеспечить себе везение на всю жизнь и т. п. Магические практики с камнями с отверстиями популярны среди представителей современных нью-эйдж движений, апеллирующих к европейскому фольклору (викка, родноверие и др.).