Куба. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство Ку́бы. Развитие театрального искусства на Кубе связано с испанским влиянием. В 17 в. представления разыгрывались в частных домах. Около 1733 г. появилась первая пьеса кубинского автора – комедия «Принц-садовник, или Мнимый Клоридано» С. Питы. В 1776 г. в Гаване построено первое театральное здание «Колисео» (с 1803 «Эль-Принсипаль»). На его сцене шли оперы и тонадильи, ставились пьесы Лопе де Веги, П. Кальдерона, Ф. Рохаса Соррильи, Г. Ховельяноса и др.
Основоположником национального театра стал актёр и драматург Ф. Коваррубиас. В русле профессиональной литературной традиции работали драматурги Х. М. Эредиа, Х. Х. Миланес, Х. Гомес де Авельянеда, Х. Л. Луасес. Национальный фольклор оказал существенное влияние на развитие народного театра; его становлению способствовали драматурги X. А. Мильян, В. Х. Креспо-и-Борбон и др. Одним из самых популярных жанров стал театр-буфф (национальная разновидность музыкально-драматического сатирического представления). В его недрах сформировалась самобытная исполнительская школа, яркими представителями которой в 19 в. были актёры П. Фернандес, М. Салас, Х. Робреньо, Х. Лопес Фалько (Пироло); в 20 в. – Р. Лопес, А. Поус, Р. Эспигуль и др.
В 1838 г. в Гаване открылся театр имени М. Такона – первое большое (свыше 3 тыс. мест) театральное здание на Кубе, где ставились драматические, оперные и балетные спектакли. В 1850 г. был основан «Театр де ла Рейна» в Сантьяго-де-Куба (впоследствии получил название «Орьенте»), в 1849 г. – «Театро Принсипаль» в Камагуэе, в 1860 г. – «Эстеван» в Матансасе (позднее переименован в «Сауто») и др. В 1890 г. в Гаване был создан театр «Альгамбра» (закрыт в 1935), где работали крупнейшие деятели кубинского театра начала 20 в.: драматурги Х. А. Рамос и Ф. Вильоч, композитор Х. Анкерман.
В 1910 г. в Гаване возникло Общество содействия развитию театра, пропагандировавшее национальную драматургию. В середине 1920-х – начале 1930-х гг. доминировали развлекательные жанры: мюзик-холл, комедия и мелодрама. В 1936 г. в Гаване постановкой пьесы Л. Пиранделло «Сегодня мы импровизируем» открылся театр «Куэва», объединивший под руководством Л. А. Баральта деятелей театра, стремившихся к обновлению репертуара и техники сцены. В 1941 г. была создана Академия драматического искусства (существовала в Гаване до 1944), где преподавали кубинские и испанские педагоги; в воспитании актёров упор делался на декламационную технику.
В 1941 г. при Гаванском университете возникла театральная школа («Семинар драматического искусства»), способствовавшая формированию национальной режиссуры (закрыта в 1952). Опыты создания современной социальной драмы, которые в 1920–1930-е гг. предприняли А. Рамос, М. Салинас, Г. Санчес Гальяррага, в 1940–1950-е гг. развивал драматург, режиссёр и актёр П. Альфонсо: его пьеса «Каньявераль» (1950) рассказывала об эксплуатации тружеников плантаций сахарного тростника. Социальная проблематика оказалась в центре внимания руководимого им Народного театра (1943–1945, Гавана). Представления шли на улицах, в заводских цехах и т. п.
В 1950-е гг. самыми яркими явлениями кубинского театра стали столичные театры – «Наше время» (Nuestro Tiempo; существовал в виде секции общества «Наше время»; работал в эстетике психологического театра К. С. Станиславского) и «Эстудио» (открылся спектаклем по драме Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» в 1958). В 1960 г. в Гаване создан Национальный театр. Были основаны также: драматическая труппа Камагуэя (1960), труппа имени М. Горького в г. Пинар-дель-Рио (1961), драматическая труппа «Орьенте» (1961), труппа имени Ж. Филипа в г. Матансасе (1961), драматический центр в провинции Лас-Вильяс (1963) и др. Среди деятелей театра: В. Ревуэльта, Э. Манэ, Э. Думе, С. Коррьери.
К 1970-м гг. многие труппы прекратили существование. Сценическую эстетику этого периода определил театр «Эскамбрай», организованный в 1969 г. двенадцатью гаванскими актёрами, переселившимися в маленький деревенский хутор у подножия гор. Они вдохновлялись идеей т. н. театра коллективного творчества, положившей начало движению «Новый латиноамериканский театр», которое в 1960-е гг. охватило большинство стран Латинской Америки. В разных районах страны возникали труппы-коммуны, в которые входили, как правило, непрофессиональные актёры. Спектакли создавались методом коллективного творчества. С целью максимального расширения аудитории представления часто показывали вне театральных помещений, под открытым небом, на предприятиях, в учебных заведениях и сельскохозяйственных кооперативах. Режиссёр театра «Эскамбрай» С. Коррьери, начав с одноактных пьес кубинских драматургов, в 1980-е – начале 1990-х гг. включил в репертуар произведения У. Шекспира, Мольера, Лопе Ф. де Веги, Ф. Гарсии Лорки.
Передвижные театры пользуются популярностью и в 21 в.: например, Театральная компания «Меджунье» (Compañía Teatral Mejunje), основанная Рамоном Сильверио в 1991 г. в г. Санта-Клара, осуществила передвижной проект «Театр Партизан» (Guerrilla de Teatreros) в 2016 г., включающий несколько спектаклей, песни и танцы, представления для детей.
Развивается актуальное направление т. н. антропологического театра, подходы которого основаны на исследовании актёрами и режиссёрами культур разных народностей, проживающих на территории страны; деятельность таких коллективов направлена на создание акций с участием местных жителей с целью сохранения национальных традиций. «Театр Элементов» (Teatro de los Elementos) создан в Гаване в 1991 г. силами выпускников Национальной школы театральных педагогов и Высшего института искусств; работает над социально-культурными проектами с участием профессиональных актёров и местных жителей: «История Джексонвилля» (1992) – с участием мигрантов с Каймановых островов в г. Кокодрило (о. Хувентуд), «Лес и птицы» (2001–2002) – с участием детей общины Хоберо – и др.
На рубеже 20–21 вв. кубинский театр развивается в русле общих тенденций мирового искусства. Молодые драматурги тяготеют к цитированию, использованию мифа в структуре драмы. Спектакли являют собой синтетические представления с использованием балета, современного танца, сложной сценографии. Среди драматургов: Ф. Артилес, А. Родригес, Х. Фернандес, А. Петро, Р. Монтеро.
В 1990 г. дебютировал режиссёр К. Диас, поставивший «Североамериканскую театральную трилогию»: пьесы «Стеклянный зверинец» и «Трамвай "Желание"» (обе – Т. Уильямса), «Чай и симпатия» Р. Андерсона. В 1992 г. Диас основал (совместно с актёрами М. Гуффанти, К. Акоста-Милианом, Х. Перугорриа) Публичный театр в Гаване, который открылся спектаклем «Служанки» Ж. Жене.
Многие деятели кубинского театра начала 21 в. соединяют в своём творчестве профессии актёра, режиссёра, драматурга, критика: Р. Альфонсо, А. Эсторино и др.
В 2015 г. в Гаване официально создана профессиональная театральная компания Jazz Vilá Projects под руководством актёра Д. Вила, хотя первый спектакль, «Небоскрёб», состоялся 1 декабря 2013 г. и был приурочен к Всемирному дню борьбы со СПИДом. «Небоскрёб» и другие постановки этого театра («Затмение», 2016, «Шоу-бизнес», 2018) становились номинантами международных театральных премий; театр с успехом гастролировал в странах Северной и Южной Америки.
Работают Высший институт искусств (с 1976, el Instituto Superior de Artes), Национальная школа театральных педагогов (с 1978, Escuela Nacional de Instructores de Teatro).
Проводятся Гаванский международный фестиваль театра (с 1980), Национальный театральный фестиваль в провинции Камагуэй (с 1983), фестиваль «Маска из красного дерева» (Festival Máscara de Caoba) в г. Сантьяго-де-Куба (с 1987).