Куба. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Ку́бы. История музыки Кубы восходит к доколумбовой эпохе – традициям индейцев гуанахатабибес, сибонеи и таино, сведения о которых имеются в записках испанских миссионеров начала 16 в. (Б. де Лас Касас). На Карибских островах песни, инструментальная музыка и хореография были неотъемлемой частью ритуалов культа предков арейто, в которых кроме певцов участвовали исполнители на костяных свистковых флейтах, погремушках из высушенной тыквы (маракас), морских раковинах-трубах гуамо и щелевых барабанах майоуакан (местное наименование идиофона тепонацтли). Одним из авторов песен была женщина-вождь Анакаона. Арейто были запрещены колониальной администрацией в 1512 г.
С испанским завоеванием (16 в.) на Кубе распространились военные оркестры, в состав которых входили флейта (пифано), флейта Пана (сампонья), рожок (корнет), барабан (тамбор). К середине 16 в. на их основе организовывались уличные оркестры. К области светской музыки этого периода относятся и театрализованные представления на темы конкисты.
Значительный вклад в развитие католической музыки внесли церковные певческие школы, а с начала 17 в. и колледж Святого Амвросия. Большое значение имела деятельность музыкантов кафедрального собора г. Сантьяго (Сантьяго-де-Куба), среди которых: органист М. Веласкес (16 в.); композитор-полифонист, автор месс, литаний, реквиема, псалмов, гимнов, мотетов, вильянсико Э. Салас-и-Кастро (1725–1803); педагог-просветитель Х. Парис (1759–1845).
На развитие религиозной и светской музыки в 17–18 вв. влияли итальянские церковные и оперные традиции, испанские тонадильи. В 1776–1793 гг. в Гаване действовал первый на Кубе театр – «Колисео» (в 1803–1846 возрождён под названием «Эль-Принсипаль»). Популярность завоевали постановки опер Дж. Паизиелло, Дж. Б. Перголези, позднее – Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини. В творчестве Ф. Коваррубиаса (1775–1850), X. Агустина Мильяна (между 1810 и 1820 – после 1863) и Б. X. Креспо-и-Борбона (1811–1871) сложился жанр кубинского театра-буфф. В этот период испытывала подъём городская музыкальная жизнь, в рамках которой развивались концертная практика, профессиональное и домашнее музицирование.
В 19 в. формировалась сфера светского музыкального образования: в 1814 г. в Гаване открылась первая музыкальная школа, в 1816 г. – музыкальная академия «Санта-Сесилия». Произошло становление национальной композиторской школы, основоположниками которой были М. Саумель Робредо (автор контрдансов с опорой на жанры кубинского фольклора – хабанеру, клаве, гуахиру, криолью) и И. Сервантес Каванаг (один из наиболее значительных кубинских музыкантов 19 в., автор сарсуэл, оркестровых и камерных сочинений, инструментальных пьес; в цикле «Кубинские дансы» соединил афрокубинские и испанские традиции с романтическим виртуозным фортепианным стилем). Во 2-й половине 19 в. выделяется творчество Л. Фуэнтеса Матонса (1825–1898; автор опер, сарсуэл, симфонических произведений, камерной музыки), А. Раффелина (1796–1882; автор месс, симфоний, камерной музыки). В произведениях Н. Руиса Эспадеро (1832–1890), С. Аристи Собрино (1856–1930; сочиняла преимущественно пьесы для фортепиано), Х. М. Хименеса (1851–1917; автор камерной музыки и романсов) очевидно влияние романтизма. Романтические оперы Г. Вильяте (1851–1891) были поставлены в Париже («Цилия», 1877), Гааге («Царица», 1880) и Мадриде («Валтасар», 1885).
К началу 19 в. восходит история кубинской популярной музыки (музыкально-танцевальные жанры контрданс, данса и др.). В середине 19 в. распространились аккомпанировавшие бальным танцам ансамбли оркестас типикас (orquestas típicas), в последней трети 19 в. – афрокубинские бэнды; один из самых известных – бэнд под руководством М. Фаильде (1852–1921). Среди популярных вокальных жанров: кансьон, кубинское болеро, вьеха трова. Музыка составляла основу комедийных представлений («креольский театр», «местный театр», «театр чернолицых» и др.), объединивших черты испанской тонадильи и американского минстрел-шоу.
Среди композиторов следующего поколения – Э. Санчес де Фуэнтес (1874–1944; автор первой сохранившейся кубинской оперы на национальный сюжет – «Юмури», 1898, Гавана), Х. Маури Эстеве (1855–1939; опера «Рабыня», 1921, Гавана). В 1920–1930-е гг. работали представители афрокубинского направления А. Рольдан и А. Гарсия Катурла.
В 1924 г. создан Гаванский филармонический оркестр, в 1930–1939 гг. его возглавлял А. Рольдан.
В середине 20 в. развернулась композиторская, педагогическая и общественная деятельность Х. Ардеволя – одного из основателей Группы музыкального обновления (1942), в своём творчестве соединившего национальные традиции Кубы с элементами авангардизма. Его ученики и последователи – кубинские композиторы С. Про, Х. Эрнандес, Э. Мартин (1915–2004), А. Леон (1918–1991), Х. Орбон (1925–1991).
В 1920–1930-е гг. большую популярность приобрёл жанр сарсуэлы, среди авторов: Г. Ройг (1890–1970), Э. Лекуона (1895–1963), Х. Пратс (1883–1946). В начале 20 в. в рамках городской культуры (уличные карнавалы и шествия) сложились ансамбли компарса (конга). Со временем наряду с блюзом, роком и регги широко распространилась группа жанров сон, где сочетаются западноевропейская гармоническая основа и ритмическая импровизация западноафриканского типа.
Новый этап развития музыкальной культуры Кубы начался в 1960-е гг. В 1961 г. Х. Бланко сочинил электроакустическую композицию «Музыка для танца» («Musica para Danza»), открыв новое направление кубинского авангардизма. В 1970-е гг. к авангардизму примкнули С. Барросо (род. 1946), Л. Брауэр, Х. Ортега (род. 1935), К. Фариньяс (1934–2002), С. Витьер (1948–2016), в 1980-е гг. – Э. Алехандро (род. 1958), Ф. А. Родригес Альписар, М. Веуленс, М. де ла Торре, М. Боначеа (род. 1960), Х. Ролофф (род. 1951), А. Леон, с 1990-х гг. – Х. Пиньера (род. 1949), Р. Валера (род. 1938), Х. Лойола (род. 1941), И. П. Веласкес, Х. А. П. Пуэнтес (род. 1951). Среди других композиторов: Э. Ангуло (1932–2018), Х. Берроа, К. Альварес (род. 1938), Э. Амадор (род. 1947), К. Борболья (1902–1990), Ф. Герреро Диас (1916–2001), К. Малькольм (род. 1945), М. Руис (род. 1941).
Ряд кубинских композиторов-авангардистов работают в США: А. де ла Вега, Т. Леон (род. 1943), О. Х. Гарсия (род. 1954), А. Транкилино (род. 1959), А. Р. Руидиас (род. 1951); международное признание получила А. К. Гомес.
В конце 1960-х гг. на основе традиционной и популярной музыки, джаза и рока сложилась музыка Кубинской революции – нуэва трова (nueva trova – «новая трова»), ставшая эмблемой национального протеста. Среди музыкантов этого направления: Х. Альфонсо (род. 1958), К. Варела (род. 1963), П. Миланес (1943–2022), Н. Никола (1946–2005), А. Перес (род. 1953), К. Пуэбла (1917–1989), С. Родригес (род. 1946), П. Л. Феррер (род. 1952).
В конце 20 в. на международную арену вышли джазовые ансамбли Los Van Van и Angelitos Negros, экспериментирующие с традиционной кубинской музыкой и разными направлениями современной популярной музыки (рэп, хип-хоп, бразильские стили).
Среди исполнителей завоевали популярность: гитаристы – И. Никола (1916–1997), Л. Брауэр, Х. Ортега, Ф. Чавиано (род. 1946); скрипачи – И. Гавилан, М. М. Вердесия, И. Р. Падрон, П. Кинтеро, Р. Мачадо.
Оперы и балеты ставятся в Большом театре Гаваны (Gran Teatro de La Habana, 1838), Национальном лирическом театре Кубы (Гавана, 1962), в «Театро Принсипаль» (1849) в г. Камагуэй.
В Гаване действуют музыкальные коллективы: Национальный симфонический оркестр Кубы (1960), Национальный фольклорный ансамбль (1962), Национальный хор (основан в 1960 Че Геварой на базе Хора повстанческой армии, 1959). Функционируют Национальная лаборатория электроакустической музыки (1979, до 1990 Электроакустическая студия), Консерватория имени А. Рольдана (1903), Институт искусств (1976). Кубинский институт музыки (1989) проводит международные фестивали: народной, джазовой, хоровой, электронной музыки, гитаристов.