Тепонацтли
Тепона́цтли (тепонацтль; классический науатль teponaztli, буквально – дар богов), у майя и ацтеков – музыкальный инструмент, идиофон; горизонтальный цилиндрический щелевой барабан.
В деревянном корпусе вдоль продольной оси вырезались 2 (редко 4) язычка, по которым били палочками с каучуковыми наконечниками; высота звука различалась приблизительно на терцию. Два звука могли быть взяты одновременно или последовательно. В ансамбле, включавшем несколько тепонацтли, общий диапазон не превышал интервал кварты. Звучание однородного ансамбля, подобное колокольчикам, создавало образ летящего ветра – символа Кецалькоатля, изображение которого в виде пернатого змея часто помещалось на деревянном корпусе инструмента. Тепонацтли воспринимался как пребывающее в изгнании на земле божество или его вместилище.
Тепонацтли мог олицетворять и покровителя водной стихии Тлалока. В обрядах в честь Тлалока звуки тепонацтли имитировали падающие капли дождя. В сочетании с другими идиофонами звуки нескольких тепонацтли передавали шум дождевых потоков. На корпусе таких инструментов встречается изображение Тлалока с глазами, окаймлёнными двумя змеями. Образец тепонацтли из Британского музея демонстрирует резное изображение совы, которая у народов Мезоамерики символизировала птицу-посредника между божествами и людьми (данное изображение представляет исключение из общего правила).
Ацтекские учёные тламатиниме (tlamatinime) и музыканты-исполнители тепонацо (teponazo) приписывали звуку тепонацтли способность вселять в душу человека чувства радости и воодушевления, в то время как воздействие на телесную оболочку находилось во власти звучностей уэуэтля. Звучание обоих инструментов, во время ритуалов располагавшихся на специальных площадках перед храмами, на пирамидах, разносилось по окрестностям на расстояние до 12 км.
Тепонацтли широко использовался и в военной музыке в сочетании с трубами (из древесной коры, морских раковин) и многочисленными свистульками.
Ремарки к текстам песнопений в собрании ацтекской поэзии конца 16 в. «Мексиканские песни» (Cantares mexicanos, 2011) указывают на участие аккомпанировавших пению музыкантов-инструменталистов. Автор-исполнитель, распевая поэтический текст, мог самостоятельно аккомпанировать себе на тепонацтли или уэуэтле.