Куба. Хозяйство. Общая характеристика хозяйства
О́бщая характери́стика хозя́йства Ку́бы. На Кубе сохраняется приверженность социалистическим принципам в организации хозяйственного управления. Предпринимаются попытки совместить плановую экономику и доминирование государственного сектора, с одной стороны, с открытым рынком и негосударственными формами собственности – с другой.
Главным звеном национальной экономики и социально-экономической системы остаётся социалистическое предприятие, основанное на государственной («всенародной») собственности на средства производства. Ключевая роль отводится государственному планированию и регулированию цен. В то же время во второстепенных сферах, не определяющих развитие страны (мелкое производство, сфера ремонта и бытового обслуживания и др.), допускается признание рынка и ограниченное функционирование норм спроса и предложения.
Большие финансовые и материальные потери Куба несёт из-за сохраняющегося с 1962 г. торгового эмбарго США, рассматриваемого правительством государства как экономическая блокада.
По объёму валового внутреннего продукта (ВВП) Куба является 58-й экономикой в мире (2020; по данным ООН). Номинальный ВВП (в текущих ценах) вырос с 87,1 млрд (2015) до 107,4 млрд долл. США (2020). ВВП (в постоянных ценах 1997) составляет 50,7 млрд долл. (2020; 54,5 млрд в 2015). ВВП на душу населения (в текущих ценах) увеличился с 7753 (2015) до 9601 долл. (2020), в постоянных ценах 1997 г. уменьшился с 4849 (2015) до 4534 (2020). ВВП по паритету покупательной способности (ППС) составил 159,4 млрд долл., ВВП на душу населения по ППС – 14 080 долл. (2020).
Индекс человеческого развития 0,783 (2019; 70-е место в мире, 6-е в Латинской Америке – после Чили, Аргентины, Уругвая, Панамы, Коста-Рики), что, исходя из показателей социального развития, позволяет квалифицировать Кубу как страну с «высоким уровнем развития».
За более чем 60 лет, прошедших после победы Кубинской революции (1959), Куба пережила несколько этапов экономических реформ и преобразований.
Первый, послереволюционный этап (1959–1963) был нацелен на ликвидацию фундамента существовавшей системы хозяйствования – доминировавшей в аграрном секторе архаичной системы латифундизма (системы землевладения, основанной на крупных помещичьих имениях – латифундиях) и контроля американского капитала над экономикой страны. Решив эти задачи, новое руководство Кубы столкнулось с жёстким противодействием со стороны США, принявшим форму продолжающегося десятилетия торгово-экономического эмбарго. Это во многом определило характер «советского» периода в экономическом развитии страны – внедрение системы планирования, сосредоточение производства в руках государства и практическая ликвидация частного предпринимательства, ориентация торгово-экономических отношений на СССР и страны соцлагеря.
Период социалистического строительства на Кубе при поддержке Советского Союза был ознаменован существенной диверсификацией экономики. В 1970–1980-х гг. с помощью стран социалистического блока на Кубе была создана основа промышленности: при участии СССР с 1960 г. построено более 1,1 тыс. промышленных предприятий, выросли суммарная мощность электростанций, объём водохранилищ, производство электроэнергии, никеля. Куба стала крупным экспортёром цитрусовых, превратила рыболовство в развитую отрасль. При этом экспорт сахара остался основой внешнеторговой специализации страны.
Распад Советского Союза и развал социалистической системы поставили Кубу перед необходимостью проведения экономической реформы. Оставшись в начале 1990-х гг. без советской помощи, кубинская экономика оказалась на грани катастрофы, под угрозу было поставлено само существование социалистического государства. В 1993 г. по сравнению с 1989 г. объём ВВП сократился более чем на 20 %, а дефицит государственного бюджета с 1990 по 1993 гг. вырос с 9,4 до 30,4 %. Объявив о введении на острове «особого периода в мирное время», правительство прибегло к жёсткому нормированию и контролю над распределением ресурсов.
В этих условиях Ф. Кастро был вынужден пойти на чрезвычайные меры и отказаться от некоторых, казавшихся незыблемыми, принципов организации хозяйства. Во 2-й половине 1993 г. начался поворот в сторону либерализации финансово-экономической жизни и использования отдельных элементов рыночных отношений. Особо значимыми для этого процесса стали допуск иностранных инвестиций и децентрализация внешней торговли с предоставлением ряду предприятий права на ведение прямых операций за рубежом, реформирование кредитно-банковской сферы, а также преобразование госхозов в сельском хозяйстве в коллективную собственность в виде базовых производственных кооперативов. С целью повышения эффективности управления почти вдвое был сокращён государственный аппарат. Для граждан особенно заметными стали предоставление права заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, открытие рынков сельскохозяйственной и ремесленной продукции со свободным формированием цен и легализация владения иностранной валютой и её обращения внутри страны.
Период 1995–1996 гг. ознаменовался значительной активизацией иностранного капитала на Кубе в нефтяной, горнорудной, лёгкой и пищевой отраслях промышленности, электроэнергетике, туризме. Вместе с тем процесс создания смешанной экономики происходил под жёстким контролем государства.
С 1997 г. процесс трансформации стал замедляться. В первую очередь это коснулось частного предпринимательства и привело к сокращению числа мелких предприятий в сфере услуг. С начала 21 в. снова усилился процесс централизации управления экономикой. С 1 октября 2004 г. стали действовать ограничения на выдачу лицензий на частную практику. С 8 ноября 2004 г. отменено формальное обращение доллара США; на деятельность предприятий, в той или иной степени связанных с внешним рынком, также распространены ограничительные меры. Торможение в развитии рыночных отношений повлекло за собой «охлаждение» интереса у иностранных компаний к инвестициям в экономику Кубы.
Курс на корректировку модели управления народным хозяйством и отмену многочисленных запретов взят в 2008 г., с передачей государственной и политической власти Р. Кастро. Первыми шагами стали либерализация торговли некоторыми видами товаров и услуг, передача в аренду неиспользуемых государственных сельскохозяйственных земель, переход большей части сферы обслуживания в руки мелких предпринимателей. Был снят «предел» по заработной плате и разрешена работа по совместительству. Серьёзному пересмотру подверглись многие законодательные и нормативные акты.
В 2011 г., с принятием на VI съезде Коммунистической партии Кубы программы «Направления экономического и социального развития партии и революции» (Lineamientos de la Política Económica y Social del Partido y la Revolución), усилился процесс серьёзных социально-экономических трансформаций. Суть перемен (или «Актуализация экономической модели», как её называют на Кубе) состояла в модификации механизмов государственного контроля и управления, изменениях в системе экономического планирования, сокращении государственного участия в хозяйственной сфере. Расширились возможности для негосударственного сектора, включая иностранные компании и мелкое частное предпринимательство. При этом сохраняется плановый характер экономики. Основные средства производства остаются в руках государства.
Начатая в 2014 г. реформа системы государственных предприятий предусматривает их бóльшую автономию в распределении прибыли, принятии решений по инвестированию, по вопросам занятости и ценовой политики. Доля прибыли, которую государственные предприятия после уплаты налогов могут оставлять у себя, выросла с 30 до 50 %. При этом они освобождаются от отчислений на износ и амортизацию основных средств, если эти деньги направляются на инвестирование и переоснащение (закупку нового оборудования). Государственные предприятия получили возможность использовать часть прироста прибыли на повышение заработной платы работников, свободно реализовывать излишки продукции, полученные сверх государственного заказа. Новации в первую очередь затронули такие государственные производственные объединения, как AZCUBA (сахарная промышленность), GAE (туризм, финансовые инвестиции, экспортно-импортные операции; принадлежит Министерству вооружённых сил) и BioCubaFarma (фармацевтика и биотехнологии), играющие важную роль в кубинской экономике.
Наряду с государственными предприятиями всё более заметную роль стали играть кооперативы и частное предпринимательство. Основной сферой деятельности кооперативов на Кубе является сельское хозяйство, где они представлены тремя формами (число кооперативов; 2020): кооперативы кредитов и услуг (CCS) – 2468, базовые производственные кооперативы (UBPC) – 1513 и сельскохозяйственные производственные кооперативы (CPA) – 876.
В 2013 г. на Кубе появилась новая форма хозяйственной деятельности – несельскохозяйственные кооперативы (CNoA). В 2020 г. зарегистрирован 421 такой кооператив, из них 153 связаны с гостиничным бизнесом, 126 работали в сфере торговли, общественного питания, оказания технических и профессиональных услуг, 58 – в строительстве, 45 – в промышленном производстве.
Помимо кооперативов, допускается индивидуальная трудовая деятельность, мелкие и средние частные предприятия. Деятельность частного сектора жёстко регулируется государством, не допуская концентрации собственности и богатства. Развитие малого предпринимательства сдерживают высокие налоги, достигающие 50 % при годовом доходе свыше 2 тыс. долл. Помимо владельцев частного бизнеса, налог на прибыль стали платить деятели культуры, работники иностранных компаний, крестьяне и самозанятые. Максимальная ставка корпоративного налога составляет 35 %.
Большинство частных предпринимателей на Кубе (без учёта сферы туризма) заняты в сельском хозяйстве, работают в сфере оказания транспортных услуг (такси, аренда машин). За годы реформ (2008–2020) численность работников негосударственного сектора выросла с 836 тыс. до 1549 тыс. человек, в то время как занятость в государственном сократилась с 3460 тыс. (2015) до 3094 тыс. человек (2020). Число кубинцев, зарегистрированных в качестве самозанятых, увеличилось со 145 тыс. в 2008 г. до 602,4 тыс. человек в 2020 г.
Важным свидетельством построения многоукладной экономики на Кубе выступает привлечение иностранных инвестиций. Летом 2010 г. принят закон, по которому правительство Кубы увеличило срок предоставления в аренду земли, предназначенной для развития туризма, иностранным инвесторам с 50 (с возможностью продления срока договора аренды ещё на 25 лет) до 99 лет. Понимание необходимости получения дополнительных финансовых средств и зарубежных технологий для решения стратегических задач экономического развития привело к принятию правительством в марте 2014 г. Закона № 118 «Об иностранных инвестициях». 1 августа 2018 г. правительство приняло декрет и три резолюции, внёсшие изменения в закон № 118 с целью упрощения подготовки и рассмотрения заявок на реализацию инвестиционных проектов. Основными сферами привлечения иностранного капитала определены: использование возобновляемых источников энергии, туризм, строительство, пищевая, горнодобывающая, фармацевтическая отрасли промышленности, биотехнологии. Кроме того, в притоке капиталовложений извне нуждаются проекты, связанные с гражданским строительством, транспортной инфраструктурой, оптовой торговлей. Для иностранных инвестиций закрытыми остаются только здравоохранение, образование и структуры «силового блока». Предусматриваются следующие формы присутствия иностранного капитала: совместные предприятия, контракты экономической ассоциации и компании со 100%-ным иностранным капиталом. Последняя модель не имеет налоговых льгот. Куба намерена добиться финансово-экономического престижа, обеспечив полную прозрачность всех действий, связанных с привлечением иностранных инвестиций. В 2020 г. зарегистрировано 103 совместных предприятия, 165 предприятий по контрактам международной ассоциации, 50 компаний со 100%-ным участием иностранного капитала.
Важным институциональным изменением для развития экономики страны и её внешнеэкономических связей стало принятие норм и правил ведения бизнеса в т. н. особых зонах развития (ОЗР).
Первая ОЗР начала функционировать в 2014 г. в городе-порте Мариель [La Zona Especial de Desarrollo del Mariel (ZEDM)]. Это самый масштабный проект современной Кубы, в задачи которого входит всестороннее развитие экспорта и стимулирование импортозамещения, создание новых национальных или иностранных предприятий, работающих в интересах всего национального хозяйства, содействие передаче технологий, ноу-хау и навыков менеджмента, а также создание новых источников занятости и долгосрочного финансирования, инфраструктуры и услуг для эффективной работы бизнес-платформы.
В ZEDM Куба гарантирует иностранным инвесторам свободный перевод денежных средств за рубеж и налоговые льготы (освобождение от налога на прибыль на 10 лет с последующим взиманием 12 % при установленных вне зоны 15 %), уменьшение таможенных платежей на импорт основных средств производства, снижение налога на рабочую силу. Введён упрощённый процесс утверждения инвестиционных предложений по типу «службы одного окна» (оказание любых услуг концентрируется в одном месте, начиная от подачи заявления до выдачи результатов решения исполнительного или иного органа). В 2020 г. в ZEDM работали 13 совместных предприятий, 30 полностью иностранных компаний и 2 компании по контрактам международной ассоциации.
Проект ZEDM и Закон о зарубежных инвестициях – два важнейших инструмента для возрождения экономики и привлечения капитала из-за рубежа.
Политика администрации Д. Трампа, заморозившей прогресс в нормализации двусторонних отношений, оказала сдерживающий эффект на интерес к капиталовложениям в кубинскую экономику у европейских и азиатских компаний. Из-за кризисного положения в венесуэльской экономике Куба лишилась льготных поставок нефти и другой помощи от этой страны.
Большой ущерб экономике нанесли климатические явления: только с 2016 по 2020 гг. ущерб и убытки из-за ураганов, периодов продолжительной засухи и последующих интенсивных дождей оцениваются в 17,4 млрд долл. (ураганы «Мэтью» в октябре 2016, «Ирма» в сентябре 2017, тропический шторм «Альберто» в мае и ураган «Майкл» в октябре 2018, торнадо в январе 2019, ураганы «Лаура» в августе и «Эта» в ноябре 2020). К сложной ситуации добавился кризис в области здравоохранения, вызванный пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, которая почти полностью парализовала мировую экономику.
В целом кубинская экономика в 2019–2020 гг. функционировала в исключительных условиях из-за сочетания усилившегося давления со стороны США, пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и глобального экономического спада. Экономическая ситуация в стране характеризовалась высокими потерями доходов из-за фактического «паралича» туристической сферы, сокращением экспорта и импорта, нехваткой топлива, свёртыванием производственной деятельности и работы сферы услуг, дефицитом продуктов питания, ростом дополнительных расходов на здравоохранение и социальную поддержку населения.
Эта ситуация вынудила Кубу принять временные чрезвычайные меры (социально-экономическую стратегию по стимулированию экономики и противодействию глобальному кризису, вызванному пандемией коронавирусной инфекции COVID-19), направленные на стимулирование экономики, укрепление социалистического государства, смягчение последствий блокады и пандемии, запуск процесса денежной реформы, отменяющей с 1 января 2021 г. систему двух параллельных валют – кубинского песо (CUP; использовался для расчётов с местным населением, главным образом в этой валюте получали зарплату рабочие и служащие; курс доллара США к кубинскому песо составлял примерно 1:24) и конвертируемого песо (CUC; использовался для расчётов с туристами, в валютных магазинах; курс доллара США к конвертируемому песо 1:1) – и устанавливающей единую валюту – кубинский песо. В 2021 г. продолжились реформы, направленные на открытие частному бизнесу более 2 тыс. видов деятельности.
Правительство выступило за комплексные действия в системе здравоохранения и научных центрах, сумев удержать пандемию коронавирусной инфекции COVID-19 под контролем, выпустить свои вакцины и сохранить систему здравоохранения, несмотря на значительную нехватку ресурсов.
Появление новых форм собственности и новых экономических агентов, модификация механизмов государственного контроля и управления, изменения в системе экономического планирования, новые функции государственных предприятий, появление различных агентов во внешнеторговых операциях, децентрализация процесса распределения и ценообразования составляют суть экономических трансформаций, постепенного ввода рыночных механизмов и элементов конкуренции в кубинскую экономику. Несмотря на ряд послаблений в частном секторе, государство сохраняет монополию на стратегические отрасли. Новая Конституция Республики Куба (принята 10 апреля 2019) закрепила ведущую роль Коммунистической партии Кубы, а также государственный контроль над стратегическими отраслями – здравоохранением, обороной, образованием, добывающей промышленностью.
В рейтинге экономической свободы (Heritage Foundation Index of Economic Freedom) Куба занимает 175-е место в мире и 31-е среди стран Латино-Карибской Америки (ЛКА), опережая лишь Венесуэлу (2022), и относится к группе стран со статусом «репрессивной» (подавленной) свободы с показателем 29,5, поднявшись лишь на 1,4 пункта по сравнению с предшествующим годом.
Актуальной остаётся задача повышения производительности труда. В 2016–2019 гг. производительность показала накопленный рост в размере 4 % с положительной динамикой в строительстве (22 %), туризме (16 %) и транспорте (8 %). В других отраслях наблюдается снижение, в частности в сельском хозяйстве (−8 %) и обрабатывающей промышленности (−13 %, в том числе в сахарной промышленности −11 %).
За период 1996–2017 гг. среднегодовые расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) росли в среднем на 3,6 % и в 2017 г. составили 0,4 % ВВП, что заметно ниже среднемирового показателя в 2,2 % и по ЛКА – 0,7 %. В целом расходы на развитие науки и технологий выросли с 622,4 млн долл. (2015) до 969 млн долл. (2020), в том числе на научно-исследовательскую работу (НИР) – с 373,4 млн до 594,5 млн долл. соответственно. Благодаря усилиям правительства с начала 2010-х гг. улучшаются наукометрические показатели страны (число научных публикаций, патентов и др.).
Выживать в условиях ограничений, создаваемых финансово-экономической блокадой США, Кубе помогает широкое вовлечение в систему мирового хозяйства. Она стремится развивать связи со всеми странами, поддерживает торговые отношения со 170 государствами мира. Сильная зависимость хозяйства от поставок различных товаров из-за границы делает решение проблемы сбалансированности внешней торговли одним из ключевых моментов для преодоления существующих трудностей. Основные товары кубинского экспорта – табак, сахар, никель. Однако более половины доходов в валюте Куба продолжает получать от экспорта медицинских услуг и туризма. Другой важный источник поступления валюты – денежные переводы (remesas) кубинцев, живущих за рубежом, преимущественно эмигрировавших в США.
Из общего числа хозяйствующих субъектов (9560 ед. в 2020) 2232 являются бюджетными организациями (2361 в 2015), 1795 – компаниями и предприятиями (1956 в 2015), 255 – торговыми компаниями (224 в 2015), 5278 – кооперативами (5473 в 2015).
Налоговые поступления обеспечивают 73 % валовых поступлений в бюджет, треть из которых – налог с оборота и продаж.
Сохраняется высокая степень социальной защиты населения, государство по-прежнему гарантирует бесплатное здравоохранение и образование всех уровней для всех граждан.
После относительно стабильных среднегодовых темпов прироста экономики в 2011–2018 гг. в 2,3 %, темп прироста ВВП в 2019 и 2020 гг. показал отрицательные значения: −0,2 %, −10,9 % соответственно.
Бюджет имеет отрицательное сальдо: −18 975,1 млн долл. (2020; −5054,9 млн долл. в 2015). Дефицит бюджета в 2015–2019 гг. был в пределах 6–8 %, в 2020 г. он вырос до 17,7 % ВВП. На 2021 г. Национальная ассамблея народной власти утвердила бюджет с дефицитом 18 % ВВП, основная доля расходов связана с необходимостью увеличения оплаты труда, социальных выплат и субсидий, расходами на борьбу с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, дополнительными расходами на организацию новых форм обучения (включая систему телеклассов) и др.
Баланс счёта текущих операций 1198 млн долл. (2018), или 1,2 % ВВП. Куба завершила 2020 г. с дефицитом торгового баланса в размере 5527 млн долл. (5,2 % ВВП), что меньше, чем в 2019 г. (7839 млн долл., или 7,6 % ВВП). Изменения в торговом балансе вызваны сокращением импорта и некоторым увеличением экспорта. В 2010 г. дефицит торгового баланса Кубы был равен 6582,6 млн долл. (11,1 % ВВП).
С 2019 г. государственные расходы составили 65,9 % ВВП. Государственный долг эквивалентен 69,4 % ВВП (2022).
Расходы правительства (в текущих ценах): 27,2 % – государственные услуги (общие, экономические и др.), 26,8 % – образование, 33,9 % – здравоохранение, 0,9 % – социальное обеспечение, 5,0 % – жилищное строительство, городское и сельское планирование, 6,2 % – культура, спорт и отдых.
Валовые инвестиции в основной капитал 16,4 % ВВП (2020; 15,6 % в 2015). Более 70 % всех вложений относятся к категории «строительство и монтаж». По сферам экономической деятельности наибольший объём инвестиций в 2020 г. направлялся в недвижимость и аренду (45,6 %), обрабатывающую промышленность (12,8 %), электро-, газо- и водоснабжение (9,4 %), сельское, лесное хозяйство и рыболовство (5,9 %). Получателем почти 58 % всех инвестиций в 2020 г. была провинция Гавана (город).
С момента принятия закона об иностранных инвестициях 2014 г. привлечено около 9,7 млрд долл. Среди наиболее значимых секторов – производство продуктов питания, туризм, строительство, здравоохранение, биотехнологии, энергетика. Представлены компании из более чем 40 стран, с начала 2020-х гг. ведутся предварительные переговоры по 40 новым проектам на сумму 4 млрд долл. Ежегодный приток прямых иностранных инвестиций существенно ниже потребностей страны, определяемых в 2,0–2,5 млрд долл. в год. В основном капитал поступает из Испании, а также Канады, Италии, Китая и др.
Текущий «Портфель инвестиционных возможностей» (2021) предлагает 678 проектов на общую сумму 12,5 млрд долл. (на 463 млн больше предыдущего). Новым элементом является наличие 60 проектов, продвигаемых местными территориальными правительствами, что будет способствовать повышению роли муниципалитета в принятии экономических решений, как это предусмотрено в новой Конституции Кубы.
Общий объём внешней задолженности вырос с 15,9 млрд долл. (2015) до 18,4 млрд долл. (2018), при этом отношение объёма внешнего долга Кубы к годовому объёму ВВП снизилось с 19,9 % (2015) до 18,4 % (2018). На задолженность по государственным кредитам приходится 49,5 % активной части, по банковским – 8,2 %.
Значительные успехи достигнуты в оздоровлении внешних финансов, в частности реорганизации долга. Так, например, в декабре 2015 г. Парижский клуб объявил о соглашении с Кубой по реструктуризации долга на сумму 11,1 млрд долл. Договорённость предусматривает списание до 8,5 млрд долл. (76,6 % общего объёма) и выплату оставшейся суммы в течение 18 лет. В 2019–2021 гг. страна получила новые кредиты, среди которых выделяются кредиты от Франции на 150 млн долл., Индии на 75 млн долл., Испании на 57,5 млн евро, ОПЕК на 25 млн долл. (на гидравлические системы). Осваиваются кредиты, предоставленные Китаем, на сумму 124 млн долл. на закупку строительного оборудования для возведения объектов туристической сферы и 40 млн долл. на развитие возобновляемой энергетики, а также пожертвования в объёме 129 млн долл. на кибербезопасность. Россия предоставила Кубе «кредитные каникулы» по экспортным кредитам на общую сумму 2,3 млрд долл., выданных кубинскому правительству в период с 2006 по 2019 гг. на финансирование проектов в сфере энергетики, железнодорожного транспорта, металлургии.
За 2010–2019 гг. среднегодовая инфляция не превышала 2,5 %, однако в 2020 г. она выросла до 18,4 % (1,3 % в 2019).
С 2010 г. структура ВВП изменилась несущественно. Продолжала снижаться доля сельского хозяйства (с 3,8 до 2,9 % в 2020), обрабатывающей промышленности (с 13,7 до 10,5 %), выросла доля строительства (с 5,9 до 8,4 %) и услуг. Доля первичного сектора в ВВП составила 3,4 %, вторичного – 19,0 % (в том числе 10,6 % – обрабатывающая промышленность, 8,4 % – строительство), третичного – 77,6 % (2020).
Государственные расходы на оборону составляют 3,9 % ВВП (2020; 2,9 % в 2018; 2,9 % в 2017; 3,1 % в 2016), на образование – 4,7 % ВВП (2020), на здравоохранение – 11,3 % (2019; 11,2 % в 2018; 11,7 % в 2017; 12,2 % в 2016).