Корнуоллис Фредерик
Корнуо́ллис Фре́дерик (Frederick Cornwallis) [22.2.1713 (5.3.1713), Лондон – 19.3.1783, там же], английский церковный и государственный деятель, клирик Церкви Англии. Епископ Личфилдский (1750–1768), декан домовой церкви Святого Георгия при Виндзорском замке (1765–1768), декан собора Святого Павла в Лондоне (1766–1768) и 87-й архиепископ Кентерберийский (1768–1783).
Ранние годы
Родился в семье барона Чарлза Корнуоллиса и его супруги Шарлотты, урождённой Батлер, дочери Ричарда Батлера, графа Аррана. Всего в семье было 10 детей, среди которых Фредерик и его брат-близнец Эдвард (будущий известный британский военачальник) занимали 8-е и 9-е место по старшинству. Фредерику было почти 9 лет, когда умер его отец (1722), и 12 лет – когда умерла его мать (1725).
После кончины родителей Фредерик учился в Итон-колледже (1725–1728), а затем поступил в Крайст-колледж Кембриджского университета (1732). В 1737 г. получил степень бакалавра свободных искусств. В годы учёбы Корнуоллиса поразил частичный паралич правой стороны тела, из-за чего он почти перестал владеть правой рукой. Фредерику пришлось заново учиться писать левой рукой, что ему очень хорошо удалось. Несмотря на болезнь, Корнуоллис был способным и усердным учеником. Кроме того, он обладал бесконфликтным характером и любил общаться с людьми независимо от сословных различий.
Священник и епископ
В 1739 г. Корнуоллис принял сан диакона и стал членом своего колледжа. В 1742 г. его рукоположили в священники. В 1740 г., ещё до священнической хиротонии, Корнуоллис получил место настоятеля в приходе Челмондистон, неподалёку от г. Ипсуич; в 1742 г. он стал настоятелем церкви Святой Маргариты в деревне Тиветсхолл, расположенной между городами Норидж и Ипсуич. В 1746 г. Корнуоллис стал одним из капелланов короля Георга II и вошёл в число каноников придворной коллегиальной церкви Святого Георгия при Виндзорском замке. В 1747 г. добавил к своим должностям положение пребендария Линкольнского собора. В 1748 г. получил степень доктора богословия.
В 1750 г. по рекомендации Т. Пелэм-Холлса, герцога Ньюкасла, ведавшего в правительстве церковными делами, Корнуоллис был назначен епископом Личфилдским. Уже будучи архиереем, он получил несколько важнейших церковных должностей – каноника (1750), а затем и декана (1766) кафедрального собора Святого Павла в Лондоне, а также декана церкви Святого Георгия при Виндзорском замке (1765). Такое быстрое продвижение по церковной карьере во многом объясняется аристократическим происхождением Корнуоллиса. Среди английского духовенства того времени было мало выходцев из семей титулованного дворянства. Даже на Кентерберийской архиепископской кафедре последним аристократом до Корнуоллиса был кардинал Р. Поул, занимавший её в середине 16 в.
Личфилдская епархия была бедна, и Корнуоллис, привыкший к аристократическому образу жизни, предпринимал безуспешные попытки перейти на Вустерскую или Солсберийскую кафедру. Назначение деканом собора Святого Павла, данное ему в качестве компенсации после одной из таких попыток, он воспринял с раздражением. Корнуоллис писал герцогу Ньюкаслу: «Вы говорите... что очень обрадовались тому, что я принял должность декана собора Святого Павла. Причины вашей радости мне неведомы. Я сам радости не испытываю…» (Rowden. 1916. P. 321). Сведений о деятельности Корнуоллиса в Личфилде почти не сохранилось. Он поддерживал усилия архиепископа Кентерберийского Т. Секкера по наведению порядка в документации и управлении церковными землями, а также по налаживанию обратной связи приходов с епархиальным архиереем. Однако излишней активности Корнуоллис старался не проявлять, чем заслужил признательность значительной части приходского духовенства.
Архиепископ Кентерберийский
Когда после кончины Т. Секера встал вопрос о его преемнике, король Георг III изначально не рассматривал Корнуоллиса как кандидата на это место. В своём отношении к Церкви Англии и вообще к религии Георг III значительно отличался от 2 своих предшественников из Ганноверской династии. Георг I и Георг II не проявляли особого интереса к английским церковным делам, тогда как Георг III относился к Церкви Англии с большим вниманием. Если не считать поддержки рабства в английских колониях, король искренне стремился придерживаться христианских принципов. Он верил, что отвечает перед Богом за нравственное состояние своих подданных, серьёзно относился к своему положению «верховного правителя» Церкви Англии и считал своим религиозным долгом лично участвовать в подборе кандидатов на высшие церковные должности. В этом контексте сложно объяснить, почему Георг III пошёл на назначение примасом Церкви Англии Корнуоллиса (а позже его преемника – Дж. Мура), учитывая, что по способностям, трудолюбию и чёткости богословских представлений он значительно уступал таким своим предшественникам, как Секер, Т. Херринг или У. Уэйк.
В случае с Корнуоллисом ключевыми оказались 2 фактора. Во-первых, его назначение поддерживал влиятельный член правительства и будущий премьер-министр О. Фицрой, 3-й герцог Графтон, который был связан с Корнуоллисом дружбой, а также имел большое влияние на молодого на тот момент короля. Во-вторых, несмотря на свою пассивность, Корнуоллис сочетал аристократизм с такими редкими для высшего дворянства качествами, как миролюбие, добродушие и умение в значительной мере игнорировать сословные различия. В-третьих, пассивность Корнуоллиса во многом объяснялась состоянием его здоровья. При этом он всегда умел окружить себя способными и достойными помощниками, не обращая внимания на их происхождение.
Назначение Корнуоллиса на Кентерберийскую кафедру состоялось 12 августа 1768 г. Он быстро завоевал признательность духовенства своей новой епархии: после активного и требовательного Т. Секера правление Корнуоллиса казалось священникам «отдыхом». Кроме того, Корнуоллис был далёк от мысли о величии архиепископского служения. Поскольку архиепископский дворец в Кентербери был сильно повреждён в эпоху Английской революции 17 в. и оставался непригоден для жизни, во время визитов в город Корнуоллис останавливался в обычной гостинице. Он упразднил обычай, по которому на обедах в Ламбетском дворце в Лондоне приближённые архиепископа сидели за отдельным столом. Само же количество званых обедов при нём, наоборот, увеличилось. В 1770 г. Георг III писал архиепископу: «Не могу не уведомить вас об огорчении и беспокойстве, которые наполнили моё сердце, когда я достоверно узнал, что в вашем дворце проходят рауты… <…> …Это место, где многие из ваших предшественников проводили жизнь в святости, являющей ту чистую веру, которую они исповедовали и украшением которой они являлись» (Rowden. 1916. P. 331).
Корнуоллис был сторонником латитудинарианства – как по личным богословским взглядам, так и в силу характера. Он выступал за более мягкое отношение к диссентерам и ратовал за отмену обязанности подписывать 39 Артикулов веры не только для чиновников и членов университетов (это делалось, чтобы не допустить нонконформистов к администрации и образованию), но и для духовенства Церкви Англии. Терпимость Корнуоллиса распространялась не только на протестантов-нонконформистов, но и на английских католиков, лишённых в своей стране большинства гражданских прав. Он поддержал «Акт о папистах» (1778), дозволявший католикам, на условиях принесения ими особой присяги, служить в армии, владеть землёй и иметь школы, а также отменявший уголовное преследование католического духовенства. Выступая в Палате лордов в поддержку закона, Корнуоллис говорил, что первая и наиважнейшая черта христианского устройства – это гуманность, а она несовместима с тем, чтобы принуждать человека к какому-либо способу поклонения Богу вопреки своей совести и убеждениям (The parliamentary history of England. 1814. Col. 757). Когда в 1780 г. на волне антикатолической истерии по Лондону прокатились беспорядки, известные как «бунт лорда Гордона», толпа погромщиков явилась под стены Ламбетского дворца – и лишь охрана из солдат спасла резиденцию и самого Корнуоллиса. При этом Корнуоллис католичеству как таковому не сочувствовал. В 1773 г. он отказался позволить украсить собор Святого Павла религиозной живописью, поскольку опасался, что народ усмотрит в этом «папизм».
На время архиепископства Корнуоллиса пришлась Война за независимость в Северной Америке 1775–1783 гг. Корнуоллис организовал сбор средств (и сам пожертвовал значительную сумму) в помощь американским священникам-лоялистам, изгнанным со своих приходов.
Корнуоллис умер в Ламбетском дворце 19 марта 1783 г. после непродолжительной болезни. Его похоронили в церкви Святой Марии в Ламбете. Этот храм был перестроен в 19 в. и сильно пострадал в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг., поэтому его могила считалась утраченной. В 1970-х гг. церковь планировали снести, но затем здание передали для устройства Музея истории садоводства. В 2016 г. во время ремонта в бывшем храме были обнаружены гробы с останками нескольких архиепископов Кентерберийских, включая и Корнуоллиса.
Семья и память
8 февраля 1759 г. Корнуоллис сочетался браком с Каролиной Тауншенд, внучкой виконта Чарлза Тауншенда – члена партии тори и соавтора закона о гербовой пошлине, ставшим одной из непосредственных причин Войны за независимость США. Брак Корнуоллисов был бездетным. Каролина, которой Фредерик завещал всё личное состояние, пережила своего супруга на много лет и умерла 5 января 1809 г.
Самый ранний известный портрет Корнуоллиса, написанный неизвестным художником около 1750 г., хранится во дворце Одли-Энд-Хаус в графстве Эссекс. Также известен портрет маслом работы Н. Данса; он написан в 1768 г. и находится в Ламбетском дворце в Лондоне.