Херринг Томас
Хе́рринг То́мас (Thomas Herring) (1693, Уолсокен, графство Норфолк – 13.3.1757, Кройдон, ныне в составе Лондона), английский церковный и государственный деятель, клирик Церкви Англии. Декан Рочестерского собора, епископ Бангорский (1737–1743), архиепископ Йоркский (1743–1747) и 84-й архиепископ Кентерберийский (1747–1757).
Ранние годы
Родился в семье настоятеля храма Всех Святых в Уолсокене Джона Херринга и Марты Херринг, урождённой Поттс. Начальное и среднее образование получал сначала в Уолсокенской школе, а затем в Уисбичской школе, которая была основана в 1379 г. и считается одной из старейших школ Англии. В 1710 г. поступил в кембриджский Джизус-колледж (Колледж Иисуса). Одновременно с ним в Кембридже учился М. Хаттон – будущий преемник Т. Херринга на всех трёх епископских кафедрах, которые ему предстояло занимать. В 1716 г. Херринг стал членом Корпус-Кристи-колледжа Кембриджского университета, где до 1723 г. преподавал древнегреческий и латинский языки. Получил степень бакалавра (1714) и магистра (1717) свободных искусств, а позже – степень доктора богословия (1728). В университете, помимо академических успехов, Херринг зарекомендовал себя как активный сторонник партии вигов.
Священник и епископ
В 1716 г. Херринг был рукоположен в диаконы, а в 1719 г. – в священники. Вскоре стал секретарём епископа Илийского У. Флитвуда, который, будучи уже пожилым, предложил ему проповедовать в домовом храме епископского дворца. Благодаря этому состоялось знакомство Херринга с генеральным прокурором Англии и Уэльса Ф. Йорком, будущим графом Хардуиком и лорд-канцлером Великобритании. Воспользовавшись протекцией Йорка, Херринг в 1726 г. получил место проповедника при юридической корпорации Линкольнс-Инн, что в то время считалось очень престижным назначением. Одновременно он стал настоятелем храмов в Кембридже, Реттендоне, Грейт-Шелфорде, Стоу-кам-Квае и Барли (где проживал и нёс основное служение). Подобная практика, называвшаяся «плюрализмом», осуждалась многими английскими церковными деятелями того времени, но имела широкое распространение до середины 19 в.
В 1728 г. Херринг стал капелланом короля Георга II. В 1731 г. назначен настоятелем церкви в Блетчингли и в том же году по протекции графа Хардуика занял место декана Рочестерского кафедрального собора, которое сохранил и после того, как в 1737 г. был назначен епископом Бангорским. Архиерейская хиротония Херринга состоялась 15 (26) января 1738 г. В отличие от многих священников-«плюралистов», Херринг, даже будучи архиереем, помнил о своих обязанностях настоятеля собора и старался посещать Рочестер как можно чаще.
В 1743 г. Херринг был назначен архиепископом Йоркским. До него правительство предложило это место двум влиятельным иерархам Церкви Англии того времени – епископу Лондонскому Э. Гибсону и епископу Солсберийскому Т. Шерлоку, но они оба отказались. В Йорке Херринг проявил себя в большей степени как организатор и политик. В год назначения он провёл визитацию Йоркской епархии, подробные отчёты о которой дошли до нашего времени и представляют собой важный источник по английской церковной истории. Во время Якобитского восстания 1745 г. Херринг не только организовал йоркширское ополчение на случай возможного вторжения из Шотландии, но и собрал для правительства добровольных пожертвований на сумму около 40 тыс. фунтов стерлингов. В своих проповедях он призывал англичан сплотиться вокруг короля Георга II и выступить против якобитов, которые будто бы несли Англии «папизм» и тиранию. Эти проповеди воспринимались слушателями с одобрением и распространялись в печатном виде.
Архиепископ Кентерберийский
Назначению Херринга на Кентерберийскую кафедру, которое последовало в 1747 г., вновь предшествовал отказ принять эту должность со стороны Э. Гибсона и Т. Шерлока. Сам Херринг тоже не желал принимать Кентерберийскую кафедру, и сделал это, лишь уступив давлению графа Хардуика. В качестве примаса Церкви Англии он оказался в конфликте с влиятельным Т. Пелем-Холлсом, герцогом Ньюкаслом, ведавшим в правительстве церковными делами. Это произошло в основном из-за того, что Херринг крайне строго следовал «партийной линии», стремясь допускать к церковным должностям лишь убеждённых вигов, тогда как герцог предпочитал более взвешенный подход. В политике архиепископ также показал себя дисциплинированным членом своей партии, последовательно поддерживая все инициативы своего покровителя и друга графа Хардуика. На время архиепископства Херринга пришёлся переход Великобритании и всех её владений с юлианского на григорианский календарь (сентябрь 1752). В Церкви Англии календарная реформа прошла без каких-либо затруднений, хотя в январе 1753 г. по григорианскому календарю в нескольких местах Англии народ собирался у храмов на рождественскую службу «по старому стилю» и духовенству пришлось объяснять прихожанам суть изменений.
В проповедях этого периода Херринг практически перестал касаться богословской тематики, предпочитая говорить лишь о вопросах нравственности. По личным убеждениям он принадлежал к умеренным латитудинариям и был сторонником рационального, этически-ориентированного понимания христианства, свойственного для «Низкой церкви». При этом Херринг не отвергал христианских догматов и библейских чудес, как это делали многие латитудинарии. Он лишь полагал, что христианское учение не нуждается в неумелых защитниках; его правда самоочевидна и способна говорить за себя. Кроме того, Херринг не был склонен к религиозной полемике. В 1749 г., беседуя с архидьяконом Карлайлским Э. Ло, который полагал, что души усопших до Страшного суда пребывают в бессознательном состоянии загробного «сна», Херринг сказал: «Я не согласен с вами, но и не осуждаю вас. Если вы правы, я ничего не теряю; если не правы – тем более: я – в руках правосудного и милосердного Бога, коему я всецело себя вверяю» (Rowden. 1916. P. 177).
В начале 1750-х гг. здоровье Херринга ухудшилось. Он оставил Ламбетский дворец и в дальнейшем проживал в старом архиепископском дворце в Кройдоне (ныне в черте Лондона). Здесь он скончался 13 марта 1757 г. Херринга похоронили в приходской церкви Кройдон-минстер, где на тот момент уже покоились 5 архиепископов Кентерберийских – Э. Гриндал, Дж. Уитгифт, Г. Шелдон, У. Уэйк и Дж. Поттер. Херринг стал последним архиепископом, погребённым в этом храме.
Современники оценивали Херринга как безынициативного и слабого иерарха, своего рода «церковную тень» графа Хардуика. Однако это объясняется в значительной мере тем, что взгляды лорд-канцлера и архиепископа, которых связывала многолетняя дружба, действительно близко совпадали. В тех случаях, когда Херринг оказывался в ситуациях, требовавших самостоятельных решений, как это было в годы архиепископства в Йорке или во время конфликта вокруг церковных назначений, он был способен действовать решительно.
Семья и память
Херринг не был женат и не имел детей. Его брат, Уильям Херринг, был священником; сын Уильяма, также Уильям (племянник Т. Херринга), был настоятелем храма в Болтон-Перси (1741) и деканом Сент-Асафского кафедрального собора (1751).
Известно несколько прижизненных изображений Херринга. Его первый портрет написал маслом У. Хогарт (1744–1747); он хранится в галерее Тейт в Лондоне. Также два портрета – работы Хогарта (не датирован) и Дж. С. Вебстера (1747) – находятся в Ламбетском дворце в Лондоне. Существуют два портрета кисти Т. Хадсона: 1743 г. (Фэрфакс-хаус, Йорк) и около 1748 г. (Национальная портретная галерея, Лондон).