Концертная форма
Конце́ртная фо́рма, крупная неполифоническая форма в инструментальной музыке конца 17 – 1-й половины 18 вв., основанная на чередовании темы в разных тональностях и интермедий.
В основе концертной формы лежит функциональная гармония; от полифонических форм сохранились принцип чередования темы и интермедий (как в фуге), проведение темы в разных тональностях, формы изложения темы, а также тип развития без достижения нового качества. Тема излагается в начале и неоднократно воспроизводится с изменениями (как правило, с сокращением). Интермедии обычно развивают материал темы и по сути являются модулирующими ходами, связывающими разнотональные проведения темы. Для темы характерно исполнение всем составом оркестра (тутти), для интермедий – группой солистов; в случаях, если концертная форма используется в произведении для инструмента соло, чередование темы и интермедий, как правило, подчёркивается сменой фактуры и динамики.
Концертная форма типична для частей (преимущественно первых) циклических сочинений эпохи барокко. Форма была очень распространённой (её использовали А. Вивальди, Г. Ф. Гендель и многие другие композиторы), наиболее сложные образцы – у И. С. Баха. Применяется в барочных концертах (например, в «Бранденбургских концертах»), оркестровых увертюрах (например, в Увертюре из сюиты h-moll), сонатах (III часть Третьей сонаты для скрипки и клавира), сюитах (I часть Английской сюиты g-moll для клавира), прелюдиях (As-dur из 2-го тома «Хорошо темперированного клавира»; все – сочинения Баха).