Концепция музыкальной одарённости Теплова
Конце́пция музыка́льной одарённости Тепло́ва, система представлений об индивидуально-психологических особенностях человека, обеспечивающих эффективное осуществление им музыкальной деятельности, разработанная советским психологом Б. М. Тепловым.
Концепция музыкальной одарённости Б. М. Теплова основана на предложенной им общей концепции способностей и одарённости, является её конкретизацией применительно к музыкальной деятельности человека.
Концепция разрабатывалась Б. М. Тепловым преимущественно в 1938–1940 гг. [в период заведования им лабораторией психологии искусства Института психологии (ныне Психологический институт Российской академии образования] и отражена в его диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук (по психологии) «Психология музыкальных способностей» (защищена в 1940). По материалам диссертации опубликована статья (1940), позднее – одноимённая монография (1947).
Интерес к психологии искусства вообще и музыки в частности характерен для Б. М. Теплова с самого начала его научной деятельности. В детстве он получил музыкальное образование, позднее продолжал заниматься музыкой под руководством пианиста К. Н. Игумнова, общался с музыкантами, посещал концерты (Лейтес. 2007). Первая известная психологическая работа Теплова – студенческий реферат «На подступах к созданию музыкальной психологии» (1916, опубликован 1998). В 1920-е гг. Теплов работал в Государственной академии художественных наук, где представил ряд докладов по психологии искусства, в том числе доклад по психологии оперного жеста (1929), основанный на сравнительном анализе сценической деятельности исполнителей (Марцинковская. 1998).
Концепция музыкальной одарённости Б. М. Теплова опирается на анализ и обобщение большого круга данных, включая сообщения музыкантов и композиторов (Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др.), исследования музыкальных критиков, предшествующие психологические исследования музыкальных способностей и одарённости, музыкального слуха (Г. Ревес, К. Э. Сишор, Г. Гельмгольц, К. Штумпф, В. Кёлер, М. Майер и многие другие), а также собственные исследования автора (экспериментальные исследования ощущения музыкального звука, звуковысотной чувствительности, восприятия мелодий и гармонии).
Б. М. Теплов исходит из представлений о музыке как выражении некоторого эмоционального содержания с помощью звуковой ткани, движущихся звуковых форм, конституируемых звуковысотным движением (изменением высоты звуков во времени, синхронным сочетанием звуков разной высоты) и ритмом.
Музыкальную одарённость (музыкальность) Б. М. Теплов понимает как комплекс индивидуально-психологических особенностей (способностей), от которых зависит успешность осуществления музыкальной деятельности: слушания, исполнения и сочинения музыки.
Музыкальность в первую очередь состоит в восприятии, переживании музыки как выражения некоторого эмоционального содержания (эмоциональной отзывчивости на музыку). Её необходимым условием является восприятие музыкальной гармонии, которая создаётся звуковысотными отношениями. Следовательно, для восприятия музыки необходимо дифференцировать высотные компоненты звука от тембровых, причём значение имеет не высота отдельного звука сама по себе, а отношение разных звуков по высоте. Поэтому абсолютный слух (достаточно редко встречающаяся способность определять высоту изолированного звука без соотнесения с другими звуками) для музыкальности хотя и полезен, но не необходим, ведущую же роль для неё играет различительная звуковысотная чувствительность, которая развивается с возрастом и значительно улучшается в результате систематических музыкальных занятий.
Музыкальный звуковысотный слух проявляется в двух основных формах: мелодический слух (восприятие звуковысотной динамики одноголосной мелодии) и гармонический слух (восприятие синхронного сочетания звуков разной высоты). Обе эти формы музыкального слуха опираются на две способности: ладовое чувство (эмоциональное переживание отношений между звуками, способность эмоционально различать их ладовые функции, ладовую окраску – устойчивость и неустойчивость, тяготение звуков друг к другу) и способность «слухового представливания» музыкального материала (способность произвольно пользоваться музыкальными слуховыми представлениями), тесно связанную с развитием музыкальной моторики у человека, в частности внутреннего пения (интонирования).
Третий основной компонент музыкальности – чувство ритма (музыкально-ритмическое чувство) как имеющая моторную природу способность человека к восприятию и воспроизведению временны́х отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность временно́го хода музыкального движения.
Ладовое чувство, способность к слуховому представливанию и музыкально-ритмическое чувство образуют ядро музыкальной одарённости, а их неравномерное развитие обусловливает качественное своеобразие музыкальности у разных людей (качественные типы музыкальности).
Б. М. Теплов также отмечает, что все компоненты музыкальной одарённости человека развиваются в ходе его музыкальной деятельности, поэтому некорректно судить о музыкальности ребёнка до начала его систематического музыкального воспитания и обучения.