Комаровский Василий Алексеевич
Комаро́вский Васи́лий Алексе́евич [21.3(2.4).1881, Москва – 8(21).9.1914, там же], русский писатель. Из рода графов Комаровских по отцу, графов Безобразовых по матери. Правнук Е. Ф. Комаровского, брат художника, иконописца и реставратора Владимира Алексеевича Комаровского (1883–1937, расстрелян). Получил домашнее образование, свободно владел французским, древнегреческим и латинским языками. В 1897 г. после смерти отца (хранителя Оружейной палаты) переехал из Москвы к родственникам в Санкт-Петербург, затем в Царское Село. Учился в Московском императорском лицее (1899–1900), на юридическом и историко-филологическом факультетах Санкт-Петербургского университета (1900–1906, не окончил).
Комаровский почти не принимал участия в литературном процессе, не принадлежал ни к каким школам и направлениям, но был близок к кругу журнала «Аполлон», где ценили его поэзию и разностороннюю эрудицию и воспринимали как наследника и хранителя «царскосельской мифологии».
В ноябре 1911 г. состоялась первая публикация – стихотворения и стилизованная новелла из римской жизни «Sabinula» (под псевдонимом Incitatus – имя коня Калигулы) в «Литературном альманахе» издательства «Аполлон» (на обложке 1912). Единственный поэтический сборник Комаровского «Первая пристань» (1913), включивший стихотворения 1903–1913 гг. и переводы из Ш. П. Бодлера («Путешествие») и Дж. Китса («Ода греческой вазе»), высоко оценён Н. С. Гумилёвым. Посмертно опубликованы ряд стихотворений, автобиографические поэмы-воспоминания «Ракша» (имение Безобразовых в Тамбовской губернии, где Комаровский жил в детстве) и «В Царском Селе».
Для поэзии Комаровского характерны соединение эпического с лирическим, медитативная пейзажная лирика с глубоким философским содержанием, темы тревоги, ночи и бездны, «пропущенные сквозь пушкинское классически-взвешенное и гармонизирующее начало» (В. Н. Топоров. Цит. по: Русские писатели. Т.3. М., 1994. С. 44.), ощущение «трагичности и таинственности жизни», «настойчивой воли и смятённого величия» (Н. Н. Пунин. Аполлон. 1914. № 6–7. С. 87) ), глубокое знание античной и европейской истории и культуры в сочетании с живым воображением (цикл «Итальянские впечатления» написан от первого лица, хотя Комаровский никогда не был в Италии), а также виртуозное владение стихом (Комаровский – один из лучших русских мастеров сонета). Развивавшая темы и традиции Ф. И. Тютчева и И. Ф. Анненского, а также А. де Ренье, поэзия Комаровского оказала влияние на А. А. Ахматову и О. Э. Мандельштама; воспоминания о Комаровском оставил С. К. Маковский. Архив Комаровского (в том числе рукописи романа «До Цусимы», новеллы «Анекдот о Любви») утрачен.
Комаровский интересовался историей своей семьи, хранил и предоставлял учёным для публикации документы из семейного архива, занимался живописью и графикой, изучал историю искусства, составил «Указатель к таблице главных живописцев Европы с 1200 г. по 1800 г.» (1915).
Наследственное психическое заболевание, резко обострившееся с началом Первой мировой войны 1914–1918 гг., привело его в клинику для душевнобольных, где он и скончался.