Возрождение карильона в Санкт-Петербурге
Возрождение карильона в Санкт-Петербурге. В 1991 г. Й. Хаазен, директор бельгийской Королевской школы карильона в Мехелене, глава Международного института карильонного искусства и один из ведущих карильонистов мира, выступил с инициативой возродить в России традицию игры на карильоне, которая восходит к правлению Петра I. Эта инициатива была поддержана Музеем истории Санкт-Петербурга и Российским международным фондом культуры, а в 1994 г. и премьер-министром фламандского правительства. После ряда дискуссий было принято решение использовать частично сохранившиеся колокола старого карильона Петропавловского собора в Петропавловской крепости только в курантах для автоматического вызванивания мелодий, а для живого исполнения музыки подарить Санкт-Петербургу новый концертный инструмент, отвечающий всем современным требованиям.
15 сентября 2001 г. в Петропавловской крепости состоялось торжественное открытие нового карильона. Этот инструмент включает в себя 51 колокол. Самый большой из них имеет диаметр 1,7 м и весит 3075 кг. Общий вес всего колокольного набора составляет 15 160 кг. Колокола изготовлены Королевской колокололитейной мастерской Petit & Fritsen, находящейся в деревне Аарле-Рикстел в Нидерландах. Мастерская существует с 1660 г., и опыт создания колокольных инструментов передаётся в ней от отца к сыну уже 16 поколений. По предоставленным ею чертежам инженер-механик Музея истории Санкт-Петербурга А. А. Кудрявцев создал макет конструкции карильона и руководил работами по её монтажу на башне.
Возрождение карильона в Санкт-Петербурге стало возможным благодаря участию 355 спонсоров из разных стран, чей общий вклад в создание инструмента составил почти 300 тыс. долл. Й. Хаазен привлёк к реализации этого международного проекта многих своих единомышленников и друзей со всего мира, и за несколько лет были собраны необходимые средства. Создание самого большого колокола спонсировала королева Бельгии Фабиола.
С 2002 г. в Петропавловской крепости с успехом проходят ежегодные международные фестивали карильонной музыки. В 2006 г. при Санкт-Петербургском государственном университете создана кафедра органа, клавесина и карильона. Первыми дипломированными карильонистами в России, освоившими игру на этом инструменте под руководством Й. Хаазена, стали М. В. Невская, которая окончила бельгийскую Королевскую школу карильона в Мехелене в 2001 г., а затем О. В. Ростовская и Т. А. Лукьянова.
В 1996–2002 гг. были также поэтапно проведены работы по восстановлению музыкального боя курантов почти в том виде, в каком он существовал до 1917 г. В 2000 г. под руководством А. А. Кудрявцева необходимые для этого старые голландские колокола подвешены на верхней звоннице колокольни Петропавловского собора. В мае 2001 г. они были заново подключены к восстановленному механизму курантов и стали играть четвертной перезвон (1 раз в четверть часа), а через 1 год, в мае 2002 г., – и мелодии гимнов «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Боже, Царя храни!». Исторические колокола, входившие в старый голландский карильон, но не задействованные в курантах, выставлены в качестве музейного экспоната внутри соборной башни.
Кроме нового карильона и курантов с историческими колоколами, на колокольне Петропавловского собора находится ещё и русская звонница, полностью восстановленная в 1988 г. Впервые она была устроена там ещё в 1725 г. Тогда раздававшийся с неё благовест служил сигналом для начала колокольного звона во всех петербургских храмах. Таким образом на башне сформировался уникальный комплекс западноевропейских (старых и новых) и русских колоколов. Он включает в себя 103 колокола (вместе с выставочными), расположенных на 4 уровнях соборной колокольни, и символизирует связь времён и двух разных культурных традиций, что соответствует идее, вдохновлявшей Петра I при основании русской северной столицы.
9 сентября 2005 г. при участии мехеленской Королевской школы карильона и многих спонсоров, на этот раз большей частью российских, открыт ещё один новый карильон – в Петергофе. Проект стоимостью в 250 тыс. евро поддержали Президент России В. В. Путин и его семья; их фамилия выгравирована на самом большом колоколе.
Возрождение карильона именно в Петергофе было не случайным. В 1724 г., в год коронования императрицы Екатерины I, там был изготовлен особый «хрустальный» карильон – с 56 колоколами из стекла, приводимый в действие водой. Он был создан мастером И. К. Фёрстером и установлен в восточной галерее перед Большим каскадом. В 1800 г. обветшавшие деревянные галереи были снесены и к 1803 г. заменены на каменные колоннады. Перед этим, в 1799 г., водяные музыкальные механизмы были разобраны, а позднее опытных мастеров для их возвращения на место не нашлось. От «хрустального» карильона уцелел единственный колокол, ныне хранящийся в Русском музее.
К 300-летию Петергофа было решено установить карильон на новом месте – в сохранившейся башне бывшего Кавалерского дома вблизи Верхнего сада (построена около 1798), где прежде висел колокол, возвещавший о начале рабочего дня и отбивавший часы. Карильон «300 лет Петергофу», как и новый карильон Петропавловской крепости, был изготовлен мастерской Petit & Fritsen. Петергофский карильон также насчитывает 51 колокол, но звучит на октаву выше петропавловского, поскольку его колокола имеют меньший размер и вес. Самый большой из них имеет диаметр 85 см и весит 375 кг, а общий вес всех колоколов петергофского карильона – 2329 кг. Он может не только действовать как концертный инструмент, на котором играет музыкант-исполнитель, но и работать в автоматическом режиме с компьютерным управлением.