Коэффициент относительной экспортной специализации
Коэффицие́нт относи́тельной э́кспортной специализа́ции (индекс выявленного сравнительного преимущества, англ. Revealed comparative advantage index), показатель, используемый для расчёта относительного преимущества определённой страны в части производства определённой группы товаров или услуг на основе глобальной статистики экспорта. Этот индекс был разработан экономистом венгерского происхождения Б. Балашшей (Balassa. 1965) для идентификации сравнительных преимуществ разных стран. Показатель основан на теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо, в соответствии с которой страна специализируется на экспорте товаров или услуг, в производстве которых она располагает сравнительным преимуществом, т. е. обеспечивает в соответствующей отрасли более высокий уровень производительности по сравнению с другими отраслями национальной экономики. Согласно теории сравнительных преимуществ, доля товаров или услуг, в производстве которых страна обладает сравнительными преимуществами, в экспорте страны будет выше, чем среднемировое значение этой доли.
Коэффициент относительной экспортной специализации рассчитывается по следующей формуле:
,
где – экспорт товара p страной (регионом) c.
Формула расчёта коэффициента относительной экспортной специализации может быть преобразована таким образом, что значение показателя будет представлять собой отношение доли страны в мировом экспорте соответствующих товара или услуги к доле страны в мировом экспорте всех товаров и услуг. В числителе этого выражения отражён вклад страны c в стоимость глобального экспорта определённого товара p, а в знаменателе – доля страны в экспорте всех товаров.
Таким образом, содержательно индекс также определяет, соразмерно ли участие страны c в мировом экспорте товара или услуги p её доле в глобальном экспорте. Если объём такого участия экономики оказывается не меньше её общей доли в мировом экспорте, то страна c обладает выявленными сравнительными преимуществами в экспорте товара или услуги p.
В частности, если в результате использования вышеуказанной формулы получается, что , то соответствующая экономика (с) располагает сравнительными преимуществами при производстве данного товара или услуги (p), поскольку доля страны в мировом экспорте данного товара больше, чем доля страны в экспорте всех товаров. Альтернативная интерпретация: доля товара в экспорте страны выше, чем доля данного товара в экспорте всех стран мира.
Коэффициент относительной экспортной специализации и его модификации находят разнообразное применение в исследованиях отраслевой структуры экономики и её эволюции. Например, в работах исследователей из Гарвардского университета (Р. Хаусман, род. 1956; Б. Клингер, род. 1985; и др.) (Hausmann. 2006) доказывается, что при прочих равных условиях более высокие шансы на успешное развитие имеют отрасли, технологически близкие к сложившейся в стране структуре сравнительных преимуществ. Р. Хаусман и его коллеги (Implied comparative advantage. 2020) разработали методику вычисления «выявленной технологической близости» пар товаров, которая позволяет оценить вероятность экспорта товаров со сравнительным преимуществом () данной страной. Эта близость используется для формирования продуктового пространства – графического представления множества всех торгуемых на глобальном рынке товаров в виде сети, в которой узлами являются товары, в той или иной мере связанные друг с другом технологиями (визуализация продуктового пространства применительно к российскому экспорту). Национальные экономики с более высокой вероятностью успешно осваивают новые производства, если эти производства технологически близки к существующим на настоящий момент конкурентоспособным производствам, расположенным в соответствующих странах. Методология может быть скорректирована с учётом потенциального спроса на соответствующий товар, а также уровней торговых барьеров между соответствующей страной и торговыми партнёрами (визуализация применительно к российскому экспорту).
Хотя расчёт коэффициента относительной экспортной специализации технически довольно несложен и требует лишь находящихся в открытом доступе данных о международной торговле товарами в требуемой детализации, методика имеет свои недостатки, которые позволяют использовать её только для формирования общего представления о конкурентных преимуществах страны. Проблема заключается в том, что выявленные сравнительные преимущества могут быть результатом искажений, вызванных мерами внешнеторговой и промышленной политики, а также такими факторами, как реэкспорт товаров или относительная удалённость производителя от основных рынков сбыта данного товара или услуги. Кроме того, индекс не учитывает страновую структуру экспорта данного товара; к тому же экспортные рынки различаются по степени конкурентности, и экспорт на более конкурентные рынки при прочих равных обстоятельствах должен свидетельствовать о более высокой конкурентоспособности товара, чем такой же объём экспорта, направленный на менее конкурентный рынок. В этой связи в экономической литературе разрабатываются альтернативные метрики, в той или иной степени свободные от перечисленных выше недостатков (Gnidchenko. 2021; Кузнецов. 2021); однако общепризнанного метода расчёта сравнительных преимуществ на настоящий момент не предложено.