Спасательная операция на воде
Спаса́тельная опера́ция на воде́, любое действие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности в судоходных водах или в любых других водах [подпункт 1 п. 2 ст. 337 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ)].
Аналогичное определение дано в п. «а» ст. 1 Международной конвенцией о спасании 1989 года (SALVAGE) (далее – Конвенция), заключённой в г. Лондон 28 апреля 1989 г. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 186-ФЗ с оговоркой (Конвенция не применяется, когда вовлечённое имущество является морским имуществом культурного характера археологического или исторического значения и находится на морском дне). Документ вступил в силу для России 25 мая 2000 г.
Согласно конвенционному определению требование наличия опасности для спасаемого судна или другого имущества отличает спасательную операцию от любой другой операции. При этом спасателем может быть любое лицо, осуществляющее спасательную операцию: как профессиональный спасатель, так и случайный. Любые спасатели имеют равные права и обязанности, установленные правилами главы 20 КТМ РФ, Конвенцией.
При проведении спасательной операции судном может являться любое судно или плавучее средство либо любое сооружение, способное осуществлять плавание, а имуществом – любое имущество, которое не прикреплено постоянно и преднамеренно к побережью и включает фрахт на риске (пункты «b», «с» ст. 1 Конвенции).
В ратификации Конвенции Российской Федерации отсутствует оговорка о неприменении её правил в случае, если спасательная операция имеет место во внутренних водах и не вовлечено никакое судно (подпункт «b» п. 1 ст. 30 Конвенции). Таким образом, эти случаи подпадают под действие правил главы 20 КТМ РФ и Конвенции (Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. М., 2000).
Для проведения спасательной операции по отношению к морским судам и судам внутреннего водного транспорта допускается возможность использования летательных аппаратов с воздуха и приспособлений или оборудования, находящихся на берегу.