Договор морского посредничества
Догово́р морско́го посре́дничества, договор, по которому посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счёт доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования [ст. 240 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ)].
Согласно ст. 242 КТМ РФ морской брокер по поручению доверителя может совершать формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, а также другие действия, которые обычно совершает морской агент в соответствии со ст. 237 КТМ РФ. В таком случае применяются правила о договоре морского агентирования, установленные статьями 232–239 КТМ РФ.
Договор морского посредничества является возмездным (ст. 244 КТМ РФ). При заключении данного договора стороны не вправе устанавливать, что вознаграждение поверенному не уплачивается, т. к. такое условие договора противоречит нормам закона (п. 1 ст. 422 ГК РФ), поэтому может быть признано недействительным на основании ст. 168 ГК РФ.
По предмету и содержанию договор морского посредничества представляет собой сочетание обязательств, характерных для двух известных гражданско-правовых договоров: договора поручения [ст. 971 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)] и договора о возмездном оказании услуг (ст. 779 ГК РФ).
Договор морского посредничества является консенсуальным, поскольку вступает в силу с момента заключения соответствующего соглашения сторон, и относится к категории гражданско-правовых договоров об оказании услуг. Договор носит двусторонний, взаимный и возмездный характер (Брагинский М. И. Договорное право. Кн. 4. / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. М., 2003. С. 412).