Хваннёнса
Хваннёнса́ (кор. 황룡사; ханча 皇龍寺, «Монастырь величественного дракона»; Хваннюнса, «Монастырь величественного возрастания»), буддийский монастырь, располагавшийся в г. Кёнджу (ныне провинция Кёнсан-Пукто, Республика Корея). Был важнейшим столичным святилищем государства Силла.
Основан в 553 г. на месте, где, согласно преданию, явился благовествующий жёлтый дракон. В 574 г. для Хваннёнса была изготовлена скульптурная триада Будды, материалы для которой, по легенде, прибыли в Корею на корабле, отправленном в море древнеиндийским правителем Ашокой.
В 584 г. был воздвигнут главный зал, а в 645 г. – 9-ярусная пагода, ставшая в то время одним из высочайших деревянных сооружений в мире (около 80 м). В 754 г. для монастыря был отлит большой колокол.
Монастырь Хваннёнса был местом проведения масштабных буддийских ритуалов, имевших общегосударственное значение. Пагода и триада Будды из этого монастыря входили в число трёх сокровищ, почитавшихся жителями Силла в качестве чудесных охранителей государства. Кроме того, по представлениям древних корейцев, место, где располагался этот монастырь, было некогда освящено посещением будды Кашьяпы, предшественника Шакьямуни.
В 1238 г. монастырь сожжён монгольскими войсками. Деревянные строения, колокол и триада Будды при этом погибли. После этого монастырь не восстанавливался.
Территория Хваннёнса внесена в реестр исторических памятников Республики Корея под № 6.
История монастыря
Сооружение монастыря пришлось на время правления вана Чинхына (540–576) и стало важным свидетельством перехода буддизма в Силла из статуса дворцовой религии в статус государственной.
Его предшественник ван Попхын (правил в 514–540) внедрял буддийско-конфуцианские нормы в общественную и ритуально-религиозную жизнь своих подданных, что позволило вывести Силла на уровень «цивилизованных» государств и установить полноценный контакт с пробуддийской южнокитайской династией Лян: это было бы невозможно в парадигме шаманских верований старого Силла, не соответствовавших новым культурным реалиям региона. Поскольку Силла находилось под постоянной угрозой нападения со стороны Японии и конфликтов с государствами-соседями Пэкче и Когурё, союз с Китаем обеспечивал прежде всего военную поддержку, а налаживание культурных и торговых контактов с ним позволяло Силла развиваться и укреплять свой статус на Корейском п-ове. Ван Чинхын, в свою очередь, направил большие усилия на формирование комплекса универсалистских концепций, которые бы объединили всех подданных разраставшегося и обновлявшегося государства (Тихонов. 2011. Т. 1. С. 125). Буддизм – а именно буддийская концепция чакравартина – универсального монарха, объединяющего мир на основе религиозно-этических принципов, – стал ядром для новой идеологии Силла. В её рамках Чинхын-ван поощрял развитие буддийской культуры, в частности строительство в столице новых монастырей, одним из которых и стал основанный в 553 г. Хваннёнса. До него первым и единственным крупным буддийским государственным святилищем был монастырь Хыннюнса (строительство завершено в 544).
В 572 г., после смерти наследного принца Тоннюна, его отец Чинхын-ван повелел провести в неназванном монастыре поминальный буддийский ритуал в честь принца и павших воинов, а в конце 573 г. – создать для Хваннёнса триаду Шакьямуни (триаду Будды), группу из трёх скульптур: Будды Шакьямуни, бодхисаттв Манджушри и Самантабхадры. По легенде, их отлили из металла, который отправил в корабле по морю древнеиндийский правитель Ашока из династии Маурья, не сумевший сам создать скульптурную триаду Будды. Он надеялся, что корабль достигнет страны, где изготовить статуи удастся, поэтому поместил на борт также и их модели-образцы.
Статуи высотой 4,5–5 м из бронзы с позолотой ныне утрачены; их сохранившиеся пьедесталы сделаны из камня неправильной формы и сохраняют борозды «слёз Будды» – небольшие углубления, похожие на след от ручьёв слёз, текущих из глаз статуй. Судя по всему, создание триады было не просто ритуальным подношением Будде, оно было также призвано облегчить горечь утраты вану и всем силласцам. Подчёркивалось, что Будда и бодхисаттвы оплакивают погибших, а проведённый поминальный ритуал должен был очистить мир и вновь напомнить о буддийских запретах, в том числе о недопустимости убийства. Скульптурная группа была завершена в 574 г., а после смерти Чинхын-вана, в 576 г., Чинджи-ван (576–579) повелел перестроить монастырь для лучшего размещения триады и для придания ансамблю в целом более монументального вида. Чинджи-ван пришёл к власти и правил в период смуты, поэтому перестройка монастыря должна была укрепить легитимность его власти и продемонстрировать его авторитет.
В 584 г., в 6-й год правления вана Чинпхёна, в монастыре было завершено строительство главного зала, и Хваннёнса был объявлен главным государственным храмом вместо Хыннюнса.
Новый этап в истории монастыря начался в правление старшей дочери Чинпхён-вана, государыни Сондок (632–647), и её двоюродной сестры Чиндок (647–654), когда нестабильность и борьба за власть политических группировок внутри страны совпала с неудачами Силла на внешнеполитическом фронте. Гибель китайской империи Суй в 618 г., главного союзника Силла в борьбе с Когурё, существенно осложнило планы Силла по захвату соседних государств, пока не были установлены отношения с новой империей Тан. Безуспешные попытки сформировать союз с Когурё против общего врага – Пэкче – также не увенчались успехом, и Силла теряло территории в кровопролитных войнах с Пэкче. При этом активные военные действия привели к усилению влияния военных лидеров Силла – Ким Чхунчху и Ким Юсина, а также стоящих за ними политических сил, что не устраивало аристократию, вызывало политическое напряжение внутри страны и в итоге стало поводом для вооружённого мятежа 647 г. Мятеж удалось подавить, но государыня Сондок скончалась, а войска Ким Юсина устроили массовые политические чистки. Поэтому усиление влияния буддийской идеологии было призвано укрепить национальное единство внутри страны и оправдать многолетние кровопролитные войны с соседями, а строительство новых монастырей – накопить кармические заслуги государства – «объединителя земель».
Вернувшийся в 643 г. из Китая монах Чаджан, духовный лидер силлаского буддизма своего времени, предложил возвести в главном государственном храме – Хваннёнса – 9-этажную пагоду, приурочив строительство к заключению союза с империей Тан и началу «тотальной войны» с Пэкче и Когурё. За образец он хотел взять подобные монументальные сооружения в столичных храмах империи Суй. По мнению Чаджана, это должно было обеспечить Силла покровительство «божественных сил» и облегчить завоевание пэкчесских и когурёсских земель, а также защитить страну от возможных атак японцев с тыла (Тихонов. 2011. Т. 1. С. 147). Каждый ярус пагоды символизировал страну, с которой необходимо было установить хорошие отношения тем или иным образом (Ким Поннёль. 2005. С. 65) – с Японией, танским Китаем и другими соседями. Пагоду строили силами мобилизованных силласких крестьян под руководством приглашённого из Пэкче архитектора Абиджи, что должно было также символизировать объединительные амбиции силласцев. Чаджан объявил, что Силла кармически связана с буддами прошлого и настоящего, на месте Хваннёнса некогда проповедовал будда Кашьяпа, одно из прошлых воплощений Будды Шакьямуни, а горный массив Одэсан на севере страны – обиталище бодхисаттвы мудрости Манджушри, что возвращает нас к главной скульптурной триаде монастыря, состоящей из Будды Шакьямуни, бодхисаттв Манджушри и Самантабхадры. Пагода ныне утрачена, но недалеко от Кёнджу, в долине Пагод на горе Намсан сохранилось, как предполагают исследователи, именно её рельефное изображение.
При жизни Чаджана была завершена перестройка монастыря по китайскому образцу, и он стал местом проведения основных государственных ритуалов.
В монастыре проповедовал и служил буддийский мыслитель монах Вонгван (ум. 630), а в период Объединённого Силла проповедовал монах Вонхё (617–686), благодаря которому государство Силла стало центром буддийской мысли (Тихонов. 2011. Т. 1. С. 167).
В 754 г. для монастыря Хваннёнса отлили огромный колокол (предположительно весом 497 580 кын, т. е. 298,5 т, см. Волков. 1985. С. 45), а на его территории построили павильоны для колокола и сутр справа и слева от главных ворот. При следующей династии, Корё, Хваннёнса оставался одним из ключевых монастырей страны вплоть до его полного разрушения монголами в 1238 г.
В результате раскопок (с 1976) на территории монастыря Хваннёнса был реконструирован приблизительный облик его комплекса и обнаружено более 40 тыс. предметов (около 14 тыс. ныне хранится в Национальном музее, Кёнджу).
Архитектура монастыря
В середине 6 в. на месте монастыря Хваннёнса планировалось построить новый дворец правителя, о чём также свидетельствует связь названия храма с жёлтым драконом – символом власти в китайской традиции. Новый дворец, построенный по китайскому образцу, должен был укрепить статус Кёнджу как столицы и подчеркнуть союз Силла и Китая. Для постройки было выбрано место к северо-востоку от крепости Вольсон – болото, на осушение которого потребовалось около 10 лет (Ким Чонхан. 2021).
За время работ по осушению и выравниванию территории изначальный план был пересмотрен, и этот комплекс, начатый как дворцовый, был перестроен в монастырский. Причиной стало то, что строительство и содержание нового дворца перегружало государственную систему, и так напряжённую задачами по установлению контроля над новыми землями и охране внешних границ, в то время как строительство монастыря помогало укрепить образ правителя-чакравартина для новых и старых подданных Силла. Кроме того, согласно обновлённому плану столицы, новый дворец находился слишком далеко от центра, что не соответствовало китайскому образцу (Ким Чонхан. 2021).
Помимо этого, согласно легенде, в 553 г., когда уже велась расчистка территории под строительство дворца, вану явился жёлтый дракон и повелел построить на этом месте храм. Исторические источники указывают на некий «дворец дракона», располагавшийся неподалёку от будущего места расположения Хваннёнса, а также что территория между уже существующими храмами и Хваннёнса якобы образовывала драконообразную форму в ландшафте. Легенда о жёлтом драконе может означать, что сама земля пожелала строительства здесь храма вместо дворца, и ван подчинился её воле, что показывало его смиренную натуру и ещё больше повышало авторитет как среди буддистов, так и для последователей шаманских верований.
Изначально Хваннёнса представлял собой небольшую П-образную в плане группу строений – главный зал и монастырские кельи без внутренних ворот. Основные постройки располагались по восточной, западной и северной сторонам, а на юг ансамбль был открыт. Вероятно, в центре комплекса располагалась небольшая деревянная или кирпичная пагода, как было характерно для храмовых комплексов этого периода.
Монастырь перестраивался несколько раз в связи с постоянно растущей ролью его главного храма и увеличением количества реликвий и памятников, которые было необходимо разместить на его территории, – в 584, 645 и 754 гг. В результате реконструкций три основных зала монастыря разместились по одной оси в центре комплекса, добавились также внешние стены, переходы и ворота, а весь комплекс значительно увеличился в размерах. Недавние исследования (Ким Чонхан. 2021) позволяют предположить, что к монастырскому комплексу относилось ещё бо́льшее количество построек, чем считалось ранее.
После перестройки 584 г., до добавления деревянной 9-ярусной пагоды и колокола, по центру, на оси восток – запад, располагался главный зал размером 4 × 9 канов (кан – пролёт между двумя опорами; как единица измерения – около 2 м), слева и справа от него симметрично размещались два меньших зала – 4 × 7 канов. Три зала окружал правильный прямоугольник внешних стен, а также дополнительные постройки – вероятно, хозяйственные сооружения и кельи для монахов. На оси север – юг стояли главные ворота монастыря, главный зал и расположенный за ним у северной стены зал проповедей (10 × 4 кана).
В 645 г. в центре комплекса, между главными воротами и главным залом, была построена 9-этажная деревянная пагода, общая высота которой составляла 225 чхоков (около 80 м): 183 чхока (около 65 м) составляла высота самой пагоды и 42 чхока (около 15 м) – высота навершия. Пагода дважды ремонтировалась – в 720 г. после попадания молнии, случившегося в 698 г., и в 868 г., из-за удара молнии в том же году.
В 754 г. внутри монастырского комплекса слева и справа от главных ворот были симметрично поставлены павильон для хранения сутр (к западу) и павильон для колокола (к востоку) (Ким Поннёль. 2005. Р. 64).
На месте разрушенного в 13 в. монастыря в ходе археологических раскопок обнаружены каменные основания опор пагоды (диаметр каждой около 1 м), расположенные квадратом из 8 рядов. В центральном каменном блоке её фундамента, в «сердце» пагоды, полом и закрытом сверху массивной каменной крышкой, был найден шарира – буддийский реликварий с мощами, также содержащий ритуальные предметы и символические подношения; ныне хранится в Национальном музее в Кёнджу (Чон Ёнхо. 1997. С. 459). Сохранились и упомянутые выше каменные пьедесталы буддийской триады.
Реликвии и памятники, обнаруженные на территории Хваннёнса
В 2009–2010 гг. провели новую каталогизацию предметов, найденных в ходе раскопок Хваннёнса, и разделили их на группы: черепица; мелкая пластика; предметы культа и быта; керамика; комплекс шариры (Собрание исследований Хваннёнса ... 2010. С. 5).
Черепица
Найденная на территории Хваннёнса черепица относится ко всем периодам существования монастыря, от момента основания в 6 в. до разрушения в 13 в. Особую художественную ценность представляют диски концевой черепицы и изогнутая черепица края крыши с цветочным и растительным орнаментом [цветы посан (от кит. баосянхуа 寶相花) – растительный орнамент в буддийском изобразительном искусстве, основанный на представлениях о флоре Индии и Центральной Азии], а также торцевые черепицы конька крыши с маской демона и высокие хвостовые части конька, которые использовались во дворцах и храмах как оберег и защита от пожаров (Чан Киин. 1993. С. 57). Изображения цветов варьировались от лаконичного лотоса с 6–8 лепестками и ажурной сердцевиной до сложных композиций, где лепестки располагались в несколько рядов, иногда переплетаясь и образуя сложный орнамент. Торцевая черепица конька с маской демона не была найдена при раскопках других построек Силла в районе Кёнджу, что можно рассматривать как свидетельство исключительного статуса монастыря Хваннёнса. Сравнительный анализ показал, что со временем менялась технология укладки черепицы и примерно с 8 в. её размер существенно увеличился, т. к. масштабное строительство в период Корё потребовало усовершенствования технологии и ускорения её производства (Чо Хёнчжон. 2022).
Мелкая пластика, предметы культа и быта, керамика
На территории Хваннёнса найдено большое количество буддийских произведений мелкой пластики 7–12 вв. Чаще всего встречаются изображения стоящего Будды Шакьямуни высотой от 3 до 17,5 см, выполненные из металла (в том числе с позолотой), найдены также образы небожителей и других персонажей. Обнаружены мелкие металлические предметы: ювелирные украшения, ритуальные кинжалы, бубенчики, металлические части поясов и другие детали костюма, сосуды (до 15 см в диаметре), ножницы и др. Керамическая посуда зачастую имеет китайское происхождение и относится к периоду Корё.
Реликварий-шарира
Считается, что в реликварии, заключённом в фундамент пагоды, хранилась часть из сотни реликвий, привезённых монахом Чаджаном из Китая. Шарира был похищен в 1964 г. и продан на чёрном рынке, но в 1966 г. обнаружен и возвращён в музей. Внешний и внутренний саркофаги реликвария представляют собой короба из квадратных листов позолоченной бронзы.
Во внешнем обнаружена связка золотых пластин с мемориальной записью о реконструкции пагоды в 872 г., сам он украшен изображениями четырёх небесных царей – охранителей буддизма. Внутренний имеет дверцы, которые запираются на миниатюрный замок; внутри него находилась миниатюрная пагода (плохо сохранилась, высота 8,5 см), а также золотые, серебряные и бронзовые сосуды для реликвий (4–10,8 см в высоту каждый). Во время раскопок 1978 г. под камнем – «сердцем» пагоды были обнаружены и другие предметы: керамический горшок, бронзовое зеркало и др. (Чин Хонсоп. 1997. С. 461).
Хваннёнса в 21 в.
В современной Корее Хваннёнса и его масштабная деревянная пагода принадлежат к ключевым символам величия государства Силла и его культуры.
С 2014 г. Хваннёнса стал частью проекта по воссозданию образа Кёнджу как 1000-летней столицы Силла. В рамках программы, реализуемой Управлением культурного наследия Кореи и Министерством культуры, спорта и туризма до 2024 г., ведутся раскопки и иные исследования, принимаются меры по сохранению и популяризации ключевых объектов культуры Силла.
С 2016 г. рядом с местом расположения монастыря открыт Культурный центр истории Хваннёнса. Здесь экспонируются найденные на монастырской территории археологические находки, в рамках проекта «Восстановление 1000-летней столицы Силла» демонстрируются варианты реконструкции монастырского комплекса в виде макетов, видеоматериалов и т. д. Отдельная часть экспозиции посвящена истории и реконструкции 9-ярусной пагоды и рассказывает о возможных прототипах её компонентов; представлен макет пагоды в масштабе 1:10. На территории Хваннёнса установлены стелы с информацией о монастыре.
Пагода Хваннёнса утрачена, но её образ вдохновляет современных архитекторов. Она послужила образцом для двух сооружений – башни «Чундо» и башни «Кёнджу», которые входят в туристический комплекс исторического центра г. Кёнджу. Они органично вписаны в его ландшафт, перекликаясь друг с другом как пагода и её силуэт, а также выступают примером творческой трансформации образа прошлого, включающей его в реалии настоящего.