Хэнтэйская культура
Хэнтэ́йская культу́ра, археологическая культура эпохи бронзы (конец 3-го – середина 1-го тыс. до н. э.) в горнотаёжных районах Хэнтэй-Чикойского нагорья на приграничной территории Южного Забайкалья и Восточной Монголии. Выделена А. Д. Цыбиктаровым в начале 2000-х гг.
Представлена стационарными поселениями, стоянками, погребениями, наскальными рисунками и случайными находками отдельных предметов. Поселения располагаются по берегам рек и их притоков, нередко в местах слияния. Наиболее распространённые находки на памятниках хэнтэйской культуры включают керамику; разнообразные изделия из камня, кости, реже – металла; большое количество костей диких (косуля, лось, благородный олень-марал, кабан, кабарга, медведь, лисица, заяц, волк, птицы) и изредка домашних животных (коза, овца, крупный рогатый скот).
Глиняная посуда изготавливалась техникой выколачивания колотушкой, обмотанной нитями. Для формовки изделий использовались и ёмкости-мешочки из ткани, которые с внешней стороны обкладывались гончарной глиной. Появляется тенденция к заглаживанию и лёгкому лощению внешней поверхности сосудов. Наряду с посудой, имеющей округлое и приострённое дно (неолитическая традиция), начинают использоваться плоскодонные формы. Венчики стали слегка отгибаться наружу, обозначая зону шейки. Более разнообразным и богатым по сравнению с неолитом становится орнамент. Он покрывает зону венчика (в том числе внутреннюю сторону) и тулова, а иногда и донышко. Орнаментальные пояса располагаются в линию, чередуясь со свободными пространствами, или под углом друг к другу. Декор наносится накольчатой, отступающей и прочерченной техникой. Используются лопаточки с разными конфигурациями рабочего конца, гребенчатые штампы, а также штамп-колёсико и штамп-качалка с гребенчатыми оттисками. При орнаментировании некоторых сосудов практикуется сочетание нескольких видов штампа. Зафиксировано использование охры малинового цвета для украшения стенок сосудов. Кроме глиняной посуды встречаются фрагменты плоских керамических плиток подпрямоугольной формы с заоваленными концами длиной 15–20 см, назначение которых не совсем ясно.
В позднебронзовое время в качестве отощителя в глину добавляются крупные зёрна кварца, песка, увеличивается толщина стенок сосудов. Усложняется оформление венчиков с помощью налепов – шире используются валики, порой рассечённые, и желобки. Орнаментация наносится менее тщательно, всё более смещаясь в зону венчика. Основная часть тулова сосуда часто остаётся неукрашенной.
Каменный инвентарь представлен торцовыми, клиновидными, призматическими нуклеусами, микропластинами, вкладышами, пилками, проколками-остриями, наконечниками стрел с прямым, вогнутым или выгнутым основанием, скребками разных типов, скрёблами, ножами, резцами, долотами, топорами, тёслами, провёртками, скобелями, пестами, абразивными инструментами (в том числе для заточки металлических орудий), грузилами и др. Орудия из камня характеризовались высоким качеством и мало чем уступали неолитическим аналогам. Но вместе с тем в технике обработки камня в эпоху ранней бронзы произошли некоторые изменения. Падает количество изделий на пластинах, хотя по-прежнему ведущая роль остаётся за ними, и, соответственно, увеличивается количество орудий на отщепах. Растёт число крупных инструментов, пестов, молотков, отбойников, чопперов, часть которых была связана, видимо, с бронзолитейным производством.
Костяные изделия представлены предметами охотничьего вооружения (заготовка наконечника дротика), инструментами для плетения или вязания сетей, украшениями. В целом изделий из кости найдено немного, что объясняется плохой сохранностью органического материала в поддёрновой супеси, залегающей на небольшой глубине, и повышенной увлажнённостью почв в горнотаёжных районах Хэнтэй-Чикойского нагорья.
На поселенческих памятниках находят материалы, связанные с добычей руды, выплавкой металла и изготовлением изделий из бронзы, подтверждающие существование очага бронзолитейного производства, основанного на местной сырьевой базе (куски окисленной медной руды, кусочки шлака и капельки бронзы, фрагмент литейной формы для отливки орудий типа шильев и др.). Предполагается, что отсутствие изделий из чистой меди указывает на то, что носители хэнтэйской культуры получили первые навыки металлургического производства от соседей-степняков культуры плиточных могил Забайкалья и Монголии. В целом металлические орудия лишь в незначительной степени потеснили камень, который по-прежнему играл ведущую роль в сфере производства. Поэтому можно полагать, что бронзолитейное производство в горнотаёжных районах Южного Забайкалья и Восточной Монголии не получило широкого распространения и развития. Металла было мало, и вещи, изготовленные из него, берегли. В силу этого они чрезвычайно редко попадали в культурные слои поселенческих памятников. На поселениях обнаружены лишь полушарная бляшка-пуговица и фигурная бляшка карасукского типа. Остальные металлические изделия были найдены в погребении.
Сведения о погребальном обряде носителей хэнтэйской культуры дают материалы нескольких захоронений. На поверхности они обозначены однорядными неплотными каменными выкладками овальной или круглой формы размерами до 5 м. Под ними находились могильные ямы до 1,2 м длиной, шириной до 0,8 м, глубиной до 1,05 м. В обряде захоронения, с одной стороны, прослеживается сохранение неолитических забайкальских и восточномонгольских черт, а с другой – появление новых особенностей. К числу первых относится помещение невыразительного погребального инвентаря, обильное использование охры, сильно скорченное трупоположение. Новации выразились в сооружении каменных надмогильных выкладок, увеличении размеров могильных ям, ориентации головой на восток, появлении в некоторых могилах богатого инвентаря. В Кристинкиной пещере останки двух человек сопровождали два бронзовых наконечника стрелы, два фрагмента бронзового ножа, литое четырёхгранное шило, каменные наконечники стрел, тщательно обработанные ретушью вкладыши, скребки, орудия из ножевидных пластин, костяные изделия: заготовка наконечника дротика, заколка, вязальный инструмент.
Наскальные рисунки исполнены красной охрой, представлены антропоморфными фигурками разных типов, в том числе с бубном (вероятно, изображение шамана), вертикальными прямыми и дугообразными линиями (многие из которых сгруппированы в ряды). Известно изображение кабана.
По культурно-хозяйственному типу носители хэнтэйской культуры являлись охотниками, рыболовами и собирателями. Были развиты и различные виды т. н. домашнего производства, связанные с обработкой камня, кости, дерева, изготовлением глиняной посуды, ткани и т. д. Они дополнялись появившейся металлургией. По сравнению с неолитом увеличивается мощность культурных слоёв на поселениях, планировка памятников становится более сложной. Наряду с жилищами лёгкого переносного типа, наподобие шалашей и чумов, выявлены две полуземлянки.
Несмотря на зарождение местного очага бронзовой металлургии, население хэнтэйской культуры во многом сохраняло неолитический уклад. Оно продолжало использовать преимущественно каменные орудия труда, занималось присваивающим хозяйством и вело относительно подвижный образ жизни, чередуя его, вероятно, с длительными остановками в зависимости от продуктивности промысловых угодий. Подобная законсервированность хэнтэйской культуры тождественна сходным особенностям энеолитическо–раннебронзовой глазковской культуры в Прибайкалье, которая продолжала существовать и в период развитой бронзы. Таким образом, население Хэнтэй-Чикойского нагорья развивалось в контексте общих закономерностей бронзового века зоны восточносибирской тайги. Переходу на оседлый образ жизни части носителей хэнтэйской культуры способствовало появление очага бронзолитейного производства, основанного на эксплуатации местной сырьевой базы. Находки немногочисленных фрагментов триподов, полушарных бляшек-пуговиц, костей домашних животных указывают на установление связей менового характера со скотоводческим населением культуры плиточных могил степей Забайкалья и Монголии.
В антропологическом отношении носители хэнтэйской культуры относились к северной сибирской ветви большой монголоидной расы и своим происхождением были связаны с населением региона периода неолита. Формирование культуры было обусловлено изменениями, произошедшими в жизни лесного населения чикойской неолитической культуры в связи с вступлением в эпоху бронзы.