Каяев Али
Кая́ев Али́ (Али бен Абд аль-Хамид аль-Гумуки) (1878, селение Гази-Кумух Дагестанской области, ныне село Кумух Лакского района Дагестана – 21.12.1943, село Георгиевка Семипалатинской области, ныне село Калбатау, Жарминский район, Абайская область, Казахстан), дагестанский богослов, педагог, историк, основоположник дагестанской журналистики. Оставил значительный след в истории духовной жизни народов Дагестана на рубеже имперского и советского периодов. Стоял у истоков мусульманского реформаторства в Дагестане. Родился в семье свободного общинника (уздень), оружейных дел мастера. Отец Али Каяева, Абдулгамид, был искусным мастером-оружейником, работал преимущественно в Джарской и Закатальской областях. В 1884 г. погиб в схватке с местными грабителями, когда Али едва исполнилось 7 лет. Мать Али после смерти мужа выдали замуж в другое селение, мальчик воспитывался в доме сестры покойного отца.
Как и все сверстники, Каяев начал учиться в медресе при мечети у известного алима Гази Сеидгусейнова, сына сайид-Хусайна аль-Гази Гумуки, который был широко образованным человеком и прекрасно владел персидским, арабским, турецким и русским языками. После окончания медресе в Кумухе Каяев совершенствовал свои знания у других дагестанских мусульманских учёных: Халила из селения Тлярош, Джабраила из селения Хачада, Курбан-Алил Мухаммада из селения Шулани, Муртазали из селения Кудали, Хантатаева Мирза-Кади из Балхара, Шайх-Али, Махди-Мухаммада и Абдуразака из Согратля, Максуда из селения Мукар. Известно, что Каяев учился также в медресе в селениях Ансалта и Параул, но имена его муддарисов неизвестны. Большую роль в становлении будущего учёного сыграл Шайх-Али Согратлинский, который предоставил в распоряжение Каяева свою богатую библиотеку, поддерживая интерес Каяева к учёбе. В селении Согратль Каяев проучился около 5 лет, изучая мусульманское право, логику, риторику, теорию диспута, хадисоведение, проявлял интерес также к истории и астрономии.
В 1899 г. Каяев снял копию с известной хроники Мухаммада Тахира аль-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых битвах Шамиля» и отправил её в дар астраханскому учёному Абдурахману. Вскоре по приглашению последнего Каяев приехал в Астрахань, где работал в качестве преподавателя медресе.
В 1905 г. Каяев уехал из Астрахани в Каир с целью поступления в Университет Аль-Азхар. Существуют две версии о пребывании Каяева в Каире. Согласно одной из них, он не поступил в Аль-Азхар, поскольку университетская программа не удовлетворяла его запросам, и в течение 2 лет самостоятельно изучал труды выдающихся восточных учёных в университетской библиотеке и вместе с тем вёл курс арабского языка в одном из приуниверситетских медресе. Согласно второй версии, он поступил в университет и, усвоив всю программу в кратчайшие сроки, получил университетский диплом. Пребывание Каяева в Египте продлилось около двух лет; этот период оказался решающим в формировании мировоззрений и расширении кругозора учёного, особенно в области общественно-политических взглядов. В Каире Каяев наладил близкие контакты с известным представителем мусульманского реформаторства Рашидом Ридой, который работал главным редактором журнала «Аль-Манар». Рида привлёк Каяева к сотрудничеству в журнале. Эта деятельность оказалась весьма плодотворной, и в знак признательности Рида подарил Каяеву рукопись своего научного труда.
В 1908 г. Каяев переехал из Каира в Стамбул для ознакомления с трудами восточных учёных, хранившимися в местных библиотеках и научных центрах. Однако вскоре после прибытия был арестован турецкой полицией и после недельного пребывания в тюрьме освобождён по ходатайству дагестанцев, проживающих в Стамбуле. Мотивы ареста неизвестны. М. А. Абдуллаев и Ю. В. Меджидов высказывают предположение, что причиной ареста послужила связь Каяева с деятелями Младотурецкой революции. Дальнейшее пребывание в Стамбуле стало небезопасным, и, опасаясь второго ареста, он решил вернуться на родину.
По возвращении на Кавказ Каяев начал развивать идеи мусульманского реформаторства, которые оказали на него влияние во время пребывания в Каире. В селе Гунделен Нальчикского округа Терской области (ныне село Кёнделен Эльбрусского района Кабардино-Балкарии) он открыл медресе, где реформировал учебную программу: наряду с традиционными дисциплинами по мусульманскому праву, логике, хадисам Каяев начал преподавать арифметику, историю и географию, одновременно продолжая сбор материалов по истории Дагестана. В 1910 г. в типографии Мухаммада Мирзы Мавраева вышел в свет первый печатный труд Али Каяева на лакском языке «Ал-хикаят ал-мадия» («Рассказы о прошлом»). Книга представляет собой обобщённое изложение истории Дагестана 8–19 вв. Автором широко использованы труды А. Бакиханова, Хасана Алкадари и другие источники на арабском, тюркском и персидском языках. В 1913 г. в той же типографии издана книга Али Каяева на лакском языке «Ал-хай’а ал-джадида» («Трактат о новой астрономии»), где автор изложил гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Тогда же по инициативе Бадави Саидова, начальника канцелярии генерал-губернатора Дагестанской области, было решено издавать газету на арабском языке «Джаридат Дагистан» («Газета Дагестана»). Организовать выпуск газеты было поручено Каяеву. Газета выходила в Темир-Хан-Шуре (ныне г. Буйнакск) с 1913 по 1918 гг. Работа в газете принесла Каяеву большую популярность не только в Дагестане, но и на всём Северном Кавказе. В это же время он возобновил работу с учениками, приезжавшими к нему для совершенствования своих знаний.
После Февральской революции 1917 г. Каяев был избран в состав Дагестанского областного совета, а с января 1918 г. стал членом Исполнительного комитета, при этом активно сотрудничая с газетами «Илчи» («Вестник») и «Чанна цIуку» («Утренняя звезда»). Однако уже в марте 1918 г. покинул правительство, когда к власти в области пришла партия во главе с идейным противником Каяева известным алимом, религиозным и политическим деятелем Наджм ад-Дином из селения Гоцоб. Реакция Каяева на победу Февральской революции была противоречивой. Приветствуя долгожданное освобождение края из-под колониального правления царизма, он не исключал возможности установления в Дагестане самодержавия в иной, может быть ещё более жестокой, форме, если горцы не проявят политическую зрелость. Начавшаяся Гражданская война и закрытие газеты «Джаридат Дагистан» вынудили Каяева в марте 1918 г. переехать из Темир-Хан-Шуры в Гази-Кумух. Там в открытом им медресе он единовременно обучал до трёх сотен детей горцев из разных уголков Дагестана. Основными предметами в медресе были: мусульманское право, коранические науки (Коран, таджвид, тафсир), арабский язык, математика, астрономия, естествознание, алгебра, геометрия, география, астрономия, история и лакский язык. Медресе Каяева в Гази-Кумухе просуществовало до 1926 г. В период с 1918 по 1926 гг. Каяев исполнял обязанности кадия и имама мечети села Кумух.
Новый этап в деятельности Каяева начался в 1926 г. (по некоторым данным, с 1928), когда по приглашению правительства Дагестанской АССР он начал работать в Республиканском краеведческом музее (1926–1928) и Институте национальных культур (1928–1930) в Махачкале. Тогда же он написал свои труды на арабском, тюркском и лакском языках: «Биографии дагестанских учёных» (на турецком и арабском языках, II части), «Грамматика лакского языка», четыре рукописных тома энциклопедического словаря «Лакский язык и история», «История восстания 1877 года в Дагестане и Чечне», «Сравнительный лакско-аварско-даргинский словарь», «Материалы по истории мюридизма», «Материалы по истории и языку лаков», «Материалы по истории восстания 1877 года», «Исторические песни лаков», «Материалы по разгрому Надир-шаха в Дагестане», «Пословицы, поговорки и крылатые выражения лаков». Наиболее интересная его работа – это сочинение «Стрела, пронзившая глотку безбожника» с критикой взглядов материалистов, где он отошёл от традиционного мусульманского жанра и критиковал взгляды философов-материалистов, опираясь на труды западных философов-идеалистов. Кроме того, им были собраны богатейшие материалы по фольклору народов Дагестана. Немало трудов оставил Каяев и в области мусульманского права: его перу принадлежит ряд работ, где он критиковал свойственную дагестанцам приверженность фанатичного следования мазхабам и призывал расширить границы иджтихада.
В 1930 г. Каяев был арестован по обвинению в принадлежности к религиозной организации, ставившей целью свержение советской власти в Дагестане. По данным начала 21 в., обвинение считается необоснованным. Был сослан в Челябинск, затем по состоянию здоровья переведён для отбывания наказания в Воронеж. Каяев был одним из первых репрессированных учёных-арабистов Дагестана. Тяготы, перенесённые в ссылке, не привели к прекращению исследовательской деятельности учёного. По ходатайству председателя Совнаркома Дагестана Дж. А. Коркмасова, Каяев был освобождён из мест ссылки и вернулся в Дагестан.
15 ноября 1934 г. он возобновил свою работу в научно-исследовательском институте национальных культур. Темами его исследований оставались развитие дореволюционной дагестанской науки, история Дагестана, фольклор, филология. Работа Каяева в научно-исследовательском институте продолжалась вплоть до декабря 1938 г.
В январе 1939 г. последовал второй арест учёного. После года заточения в одиночной камере он был выслан в Казахскую ССР. Причиной ареста послужило обвинение в принадлежности учёного к турецкой разведке и причастности к организации антисоветских мятежей. В тяжёлых условиях ссылки он написал свою последнюю работу «Материалы по языку и истории лаков». В декабре 1943 г. Каяев заболел тифом и скончался в больнице села Георгиевка Семипалатинской области Казахской ССР. В свидетельстве о смерти причиной указано общее истощение и сердечная недостаточность. Первоначально Каяев был похоронен на русском кладбище села Георгиевка, однако почти сразу же местные казахи перезахоронили его на мусульманском кладбище селения Аягоз. 13 апреля 1957 г. и 30 июня 1969 г. Каяев был посмертно реабилитирован, а оба приговора отменены за отсутствием состава преступления.