«Джаридат Дагистан»
«Джарида́т Дагиста́н» [рус. «Газета Дагестан»; с 19 января (1 февраля) 1918 – «Дагистан»], общественно-политическая, литературная и научно-популярная еженедельная газета в Российской империи, Российской республике, Горской республике. Издавалась на арабском языке в административном центре Дагестанской области г. Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск) в 1913–1918 гг. Газета выходила сначала по понедельникам, с № 22 1913 г. – по субботам. Распространялась по подписке в Дагестане, Чечне, Черкесии, Притеречье, на Ставрополье, Кубани, в Азербайджане и Туркестане.
Инициатором создания газеты выступил военный губернатор Дагестанской области С. В. Вольский, который планировал превратить её в официальный орган российской администрации, где должны были перепечатываться материалы из «Дагестанских областных ведомостей». Газета была рассчитана на местную мусульманскую интеллигенцию, для которой языком науки и культуры был литературный арабский, должна была служить «просвещению» мусульман области и распространению среди них содержания правительственной политики. Первый номер газеты вышел 7(20) января 1913 г.
В 1913 – начале 1914 гг. издавалась на средства администрации Дагестанской области, в 1914 – конце 1918 гг. – на средства начальника канцелярии военного губернатора и председателя Общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области Бадави Саидова. Все номера «Джаридат Дагистан» были напечатаны литографским способом в исламской типографии М.-М. Мавраева. Редакторами газеты являлись Б. Саидов (1913 – январь 1918), А. Каяев (январь – март 1918).
В издании было четыре полосы и несколько постоянных рубрик: раздел официальных сообщений, хроника текущих событий на Кавказе, в России и за рубежом, литературная часть, разделы писем, объявлений и научно-популярных статей. Всю редакторскую работу, важнейшие рубрики издания, начиная с первого номера, вёл A. Каяев, его перу принадлежит большинство опубликованных в «Джаридат Дагистан» статей. Он же регулярно отвечал на вопросы читателей, разъясняя интересовавшие их правовые и богословские проблемы ислама и его повседневной обрядовой практики (например, об определении начала поста в месяц рамадан, о никахе и т. д.).
В разделе официальных новостей (ал-кисм ар-расми) печатались переводы на арабский язык приказов военного губернатора Дагестанской области, распоряжения начальников округов и другие важнейшие постановления российской администрации для мусульман и немусульман края. Среди них большой интерес представляют Закон о прекращении зависимых отношений поселян к бекам в Дагестанской области и Закатальском округе (1913); законопроекты 1913–1914 гг. о реформировании т. н. горских судов (ал-махаким ал-джабалийа), опиравшихся в своей деятельности на нормы мусульманского и обычного права; вызвавший бурю недовольства законопроект о ведении делопроизводства на русском языке вместо арабского (1913).
Газета сыграла большую роль в распространении в регионе идей реформы традиционного исламского образования (ислах ат-та'лим). Её сторонники критиковали старометодные медресе, обвиняя их учителей в косности и невежестве. По мнению выступавших на страницах газеты северокавказских реформаторов, такое образование, в основе своей схоластичное, перестало соответствовать духу и требованиям современности. А. Каяев через газету пропагандировал идеи мусульманского реформаторства (ал-ислах), выступая прежде всего за введение в мектебах и в медресе новых методов обучения (асалиб ат-та'лим ал-джадида). Взгляды A. Каяева разделяли Мухаммад Дибиров, Ахмад Каради Закуев из Кумуха, А. С. Акаев, Г. Цадаса, Аскар-кади из Нижнего Дженгутая, Масуд из Могоха, Муртада из Кудали, Саид Габиев, С. Башларов, Масуд из Чечни и другие известные улама Дагестана и Северного Кавказа. В вопросе о языке обучения между ними не было единства. Одни предлагали сохранить обучение на литературном арабском, другие – перевести его на турецкий или русский язык. А. Каяев считал, что преподавание в начальной мусульманской школе должно вестись на родном языке и лишь на ступени средней школы переходить на арабский.
На страницах газеты А. Каяев затрагивал также вопросы иджтихада и таклида, выступая последователем идей Рашида Рида, ученика знаменитого реформатора М. Абдо. А. Каяев призывал к безусловному применению принципа иджтихада, требуя изучать Коран и сунну Пророка, самостоятельно выводя из них заповеди в соответствии с требованиями современности. В подтверждение своих взглядов Каяев приводил цитаты из трудов своих предшественников, знаменитых шафиитских фукаха (правоведов). По его мнению, иджтихад не может прекратиться никогда, а наиболее широкие возможности для его развития даёт шафиитский мазхаб. Исходя из этих общих принципов, он призывал дагестанских кадиев модернизировать конкретные требования шариата и фикха применительно к современным условиям: в частности, он писал, что хутбу нужно читать не на непонятном подавляющему большинству дагестанцев арабском, а на одном из понятных собравшимся местных языков; закят следует брать не только с золотых и серебряных монет, но и с появившихся в то время банкнот и ценных бумаг; вакфы не всегда нужно изымать из торгового оборота и делать бессрочными, как того требует буква закона, иначе они могут потерять своё значение и ценность. Подобных взглядов держались и некоторые корреспонденты «Джаридат Дагистан», например Муртада из Кудали и Ахмад Рида ал-Бакуги. Они резко критиковали представителей местной мусульманской элиты, прежде всего невежественных суфийских шайхов. По словам одного из авторов «Джаридат Дагистан», своей дикостью и неспособностью разобраться ни в религиозных, ни в светских науках они попросту дискредитировали суфизм в глазах мусульман.
В газете обсуждались перспективы преобразований в мусульманской семье и обществе. Немало споров вызывал женский вопрос, связанный с постепенной эмансипацией мусульманок региона к началу 20 в. Большинство читателей газеты и её сотрудников считали, что положение женщины в семье должно остаться прежним и регулироваться хорошо известными нормами шариата. В то же время некоторые выступали за охрану имущественных прав женщин в случае развода, развитие начального и среднего специального женского образования. Предметом критики со стороны реформаторов служили некоторые правовые и бытовые обычаи (адат) северокавказских мусульман. К ним относили заключение брака с несовершеннолетними, чрезмерный размер махра, обычай раздачи милостыни (садака) за покойного и др. Реформаторы видели в этих обычаях грубое нарушение шариата и тормоз на пути развития мусульманского общества на Северном Кавказе.
Литературный раздел (ал-кисм ал-адаби/ал-адабийат) включал в себя стихи арабских и дагестанских авторов на суфийские сюжеты, сатиры в стихах про мусульман, ухитрявшихся обойти предписания шариата (ал-хийал аш-шар'ийа) или занимавшихся ростовщичеством (ар-риба), стихотворения, посвящённые пророку Мухаммеду, Корану, сунне Пророка.
Для мусульман Дагестана газета служила справочником по самым разнообразным отраслям знания. В научно-популярных статьях много места отводилось истории ислама, мусульманского и немусульманского мира, философии, географии, астрономии, медицине. А. Каяев, Муртада из Кудали писали о последних достижениях европейской науки и техники. Они совершенно по-новому подходили к истории распространения ислама, находя ей параллели в других исторических контекстах. А. Каяев, например, сравнивал положение пророка Мухаммеда в окружении враждебных ему курайшитов до переселения (хиджры) в Ясриб с положением дагестанских мусульман в составе Российской империи. По его мнению, в обоих случаях важно было избегать войны с более сильным противником ислама, которая сулила мусульманам гибель.
Интересную информацию о новых книгах по арабской грамматике, хадисоведению, фикху (мусульманскому праву), изданиях Корана, учебниках и словарях сообщали объявления, печатавшиеся на 4-й полосе газеты. Здесь сообщалось о публикациях типографии М.-М. Мавраева, выходивших в ней мусульманских календарях, давались объявления о пожертвованиях.
После Февральской революции 1917 г. газета всё больше внимания стала уделять общероссийским проектам окончания Первой мировой войны 1914–1918 гг., созыва Учредительного собрания, социализации земли. «Джаридат Дагистан» способствовала политизации ислама на Северном Кавказе к началу Гражданской войны 1917–1922 гг. На страницах газеты активно обсуждался вызванный ею раскол (фитна) среди мусульман на территории юга бывшей Российской империи.
Последний номер газеты (№ 7) вышел 21 марта 1918 г. После установления советской власти в Дагестане все функционировавшие в Темир-Хан-Шуре типографии, в том числе «Исламская типография» М.-М. Мавраева, были национализированы, в связи с чем издание газеты прекратилось.