Фонарь кабины экипажа
Фона́рь каби́ны экипа́жа, остеклённая выступающая или вписанная в контур основного обвода часть фюзеляжа, предназначенная для обзора при пилотировании летательного аппарата. Форма и остекление фонаря кабины экипажа должны обеспечивать минимальное лобовое сопротивление и заданные предельные углы обзора в полёте, на взлёте и посадке. В зависимости от высотности летательного аппарата различают герметичные и негерметичные фонари кабины экипажа.
Фонарь кабины экипажа лёгких летательных аппаратов с размещением экипажа в один ряд (тандем) часто используется для входа и аварийного покидания (рис. 1), который состоит из передней неподвижной части (с основным рабочим остеклением), средней (в виде сдвижной, откидываемой вверх или открываемой в сторону части с механическим управлением) и иногда задней неподвижной части.
Фонарь кабины экипажа средних и тяжёлых боевых, транспортных и пассажирских летательных аппаратов выполняется в виде объёмной остеклённой конструкции, обеспечивающей обзор для членов экипажа (рис. 2). Основное рабочее остекление – 2–4 передних стекла, остальное остекление – вспомогательное (обеспечивает обзор в пределах заданных углов для данного летательного аппарата). На некоторых высокоскоростных самолётах устанавливается отклоняющийся носовой обтекатель (рис. 3).
Фонарь кабины экипажа состоит из объёмного стержневого или рамного каркаса с закреплённым в нём остеклением или выполняется беспереплётным цельнолитым (например, F-22 Raptor; США). Каркас изготавливается из высокопрочных сварных стальных труб и профилей, штампованных рамок из алюминиевых и магниевых сплавов. Передние рабочие стёкла фонаря кабины экипажа выполняются в виде блоков из высокопрочного и высокопрозрачного (иногда теплостойкого) многослойного, как правило плоского, силикатного стекла. Для предотвращения обледенения в полёте передние стёкла снабжаются противообледенительной системой, а иногда и механическими щётками-стеклоочистителями. Чтобы стёкла не запотевали изнутри, предусмотрен обдув их тёплым воздухом через специальные насадки. Боковое верхнее и нижнее вспомогательное остекление обычно имеет форму внешнего обвода летательного аппарата и выполняется в виде двойных стеклоблоков из органического стекла. Для исключения запотевания стеклоблоков, имеющих единое резиновое обрамление, устанавливается осушительная система для воздуха, поступающего в межстекольное пространство. Фонари кабины экипажа средних и тяжёлых летательных аппаратов имеют, как правило, на обоих бортах сдвижные форточки для связи с наземной службой при движении летательного аппарата по земле. Они одновременно служат и аварийными выходами при срочной эвакуации экипажа.