Компоновка летательного аппарата
Компоно́вка лета́тельного аппара́та, взаимное пространственное расположение частей летательного аппарата и его различных устройств, а также процесс поиска рационального расположения частей летательного аппарата, помещений (отсеков), агрегатов.
Компоновка – один из трех процессов (помимо аэродинамического и весового проектирования), в результате которых определяются основные параметры и облик летательного аппарата в целом. Различают 2 основных вида компоновки:
внешнюю, или аэродинамическую компоновку, определяющую внешний облик летательного аппарата;
внутреннюю, определяющую его размеры (например, размеры фюзеляжа самолёта).
Внутренняя компоновка – расположение кабины экипажа, оборудования и системы управления, помещений или отсеков, предназначенных для размещения целевой нагрузки. Для пассажирских самолётов – это салоны, багажно-грузовые и вспомогательные (бытовые) помещения, а для военных – бомбовые отсеки, кабины стрелков и т. п.
Внутренняя компоновка должна обеспечивать:
максимальную плотность оборудования с целью создания фюзеляжа минимально возможных размеров;
необходимые удобства для членов экипажа;
размещение агрегатов и оборудования, предусматривающее свободный подход к ним (для повышения эксплуатационной технологичности), а также обеспечивающее минимальную длину электрических, гидравлических и других коммуникаций (для уменьшения массы);
устройство салонов и вспомогательных помещений с максимально возможным комфортом для пассажиров.