Южно-Африканская Республика. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Ю́жно-Африка́нской Респу́блики. Среди первых европейских построек на территории современной Южно-Африканской Республики – оборонительные сооружения (форт Доброй Надежды в Кейптауне, 1666–1679, архитектор П. Домбаер) и покрытые белой штукатуркой кирпичные дома в русле т. н. капско-голландского стиля (в отличие от Нидерландов, с фигурными фронтонами не только на торцах, но и в центре длинной стороны здания, где располагался главный вход; имение Грут-Констанция близ Кейптауна, начало 18 в., и др.) и церкви (реформатская церковь в Тульбахе, 1743, ныне в провинции Западный Кейп). На рубеже 18–19 вв. распространились классицизм (постройки французского архитектора Л. М. Тибо) и георгианский стиль.
В середине 19 в. в «живописном» стиле проектировала церкви С. Грей, во 2-й половине 19 в. в русле неоготики – К. О. Хагер. В 1860-е – 1880-е гг. благодаря вызванному открытием богатых месторождений алмазов и золота экономическому подъёму в городах началось активное строительство общественных и коммерческих зданий в русле историзма и эклектики (например, ратуши в Дурбане, 1882–1885, архитектор Ф. М. Даджон, и в Питермарицбурге, 1891–1893 и 1898–1901, архитектор У. Стрит-Уилсон). Одновременно развивалось сборное строительство жилья и общественных зданий из гофрированных листов железа и из древесины. В начале 20 в. в русле неоклассицизма работали Х. Бейкер и его последователи – Дж. М. Соломон, Г. Лейт и др. Среди ключевых произведений ар деко – мемориал первым бурским колонистам «Вуртреккер» в Претории (завершён в 1949, архитектор Г. Мурдейк). В формах модернизма с начала 1930-х гг. проектировали архитекторы Р. Мартинссен, У. Г. Макинтош, Дж. Фаслер. В середине 20 в. различные местные традиции с современными формами соединяли Н. Итон, Х. Штаух и др., в 1950-е гг. значительным было влияние бразильской архитектуры (О. Нимейер), с 1960-х гг. – архитектуры США, в том числе работ Л. Кана (Р. Эйтенбогардт и др.). В начале 21 в. постройки с учётом общественного, культурного и природного контекста создают Дж. Нуро, П. Рич.
В 1-й половине – середине 19 в. ландшафты на территории современной ЮАР запечатлевали художники-путешественники (Т. У. Боулер, Дж. Ф. Ангас, Т. Бейнс и др.), в конце 19 – 1-й трети 20 вв. – первые местные профессиональные живописцы: Я. Волсхенк, Х. Ноде, Р. Праус, С. Калдекотт, К. Сенек, Я. Х. Пирниф, работавшие в русле различных европейских течений. Нидерландский постимпрессионист П. Веннинг повлиял на Г. Бунзайера, Т. Макко и др. Создавала портреты Д. Кей, в духе немецкого экспрессионизма работали И. Стерн и М. Лобшер, парижской школы – М. Самнер.
В середине 20 в. традиции народов ЮАР и новейшие западные тенденции соединяли У. Баттисс, А. Преллер, С. Скотнес; крупнейшими художниками африканского происхождения были Л. К. Мацгхубела, Дж. Пемба и Дж. Секото. С 1946 г. в ЮАР работал В. Г. Третчиков. В русле международных тенденций во 2-й половине 20 в. писала абстрактные полотна Н. Эрасмус, создавал ассамблажи и картины, проводил акции К. Кутзее. С конца 1970-х гг. фигуративной живописью занимались С. Пинкер и Р. Ходжинс (также мастер социального реализма и политической сатиры наряду с П. Стопфортом). Как живописец работал Б. Брейтенбах.
Среди мастеров последней трети 20 – начала 21 вв.: Д. Колоане, У. Кентридж, П. Сиопис, Б. Бейли, К. Ботес, Д. Пойнтон.
С конца 18 в. работал немецкий скульптор А. Анрайт, в конце 19 – начале 20 вв. – А. ван Вау, в 1-й половине 20 в. – К. Стейнберг, М. Коттлер, Л. Липшиц; среди мастеров африканского происхождения – Э. Манкоба и Дж. Кекана (авторы деревянных скульптур, в том числе религиозных), во 2-й половине 20 в. – С. Кумало, Э. Лехаэ, Л. Ситхоле, Н. Мабаса, Дж. Хлунгвани.
Среди ведущих дизайнеров мебели, светильников и т. д. – Л. Вид, Д. Кринау, студия Dokter and Misses; к числу художников-керамистов принадлежат М. Фани и Я. Эрнст; дизайном одежды занимается Р. Мниси, интерьера – Т. дю Плесси.
К художественным ремёслам принадлежат обработка металла (оружие, украшения), гончарство, резьба по дереву (украшенные деревянным орнаментом предметы быта), плетение из бисера.