Третчиков Владимир Григорьевич
Тре́тчиков Влади́мир Григо́рьевич (Vladimir Tretchikoff) [13(26).12.1913, Петропавловск – 26.8.2006, Кейптаун], южноафриканский график и живописец русского происхождения. Родился в семье молокан, отец торговал скотом. В 1919 г., во время Гражданской войны 1917–1922 гг., перед тем как Белые войска оставили Петропавловск, художник с семьёй уехали на Дальний Восток и поселились близ пограничной железнодорожной станции Гродеково. В 1924 г. они нелегально перешли границу с Китаем и обосновались в Маньчжурии. С 1925 г. Третчиков жил в Харбине. Участвовал в оформлении русских спектаклей в Железнодорожном собрании, работая над декорациями под началом живописцев, выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества М. А. Кичигина (ученика А. Е. Архипова) и В. А. Засыпкина (Св–ов. 1934. С. 8).
В 14 лет удостоился премии на конкурсе портретов В. И. Ленина и Сунь Ятсена для Управления Китайско-Восточной железной дороги. Окончив среднюю школу, в 1930 г. переехал в Шанхай. Работал иллюстратором в издательско-рекламной студии Mercury Press, принадлежавшей компании American Asiatic Underwriters (ныне крупнейшая в мире страховая компания American International Group, AIG). Состоял в русском артистическом содружестве ХЛАМ (1933–1942; называлось по первым буквам слов «художники», «литераторы», «артисты», «музыканты»), публиковал карикатуры, шаржи и акварели в эмигрантских журналах «Рубеж», «Прожектор» и «Понедельник» (Gorelik. 2013. P. 27, 37–38). Первая персональная выставка Третчикова состоялась в 1933 г. в помещении содружества ХЛАМ.
С 1934 г. жил в Сингапуре, работал иллюстратором и арт-директором в крупнейшем рекламном агентстве Британской Малайи Warin Studios. Начал заниматься станковой живописью под впечатлением от выставок портретов жителей о. Бали бельгийского художника А.-Ж. Ле Майёра де Мерпре, последователя П. Гогена.
Благодаря работе Третчикова в рекламных агентствах его художественный стиль сформировался под влиянием американской журнальной графики 1920–1930-х гг. В качестве иллюстратора-графика он выполнял рекламные макеты для европейских марок. Некоторые из них, например, для велосипедов Hercules, публиковались в 1930-е гг. не только в Юго-Восточной Азии, но и в Европе.
В конце 1930-х – начале 1940-х гг. выполнил серию шаржей местных общественных и военных деятелей для крупнейшей ежедневной газеты Сингапура, The Straits Times, а также иллюстрированного ежегодника The Straits Times Annual.
В 1939 г. полотно Третчикова «Последние ныряльщики» представляло Британскую Малайю на экспозиции компании IBM «Современное искусство 79 стран» на Всемирной выставке в Нью-Йорке (Contemporary art of 79 countries. The International Business Machines corporation collection. New York : IBM, 1939).
После начала Второй мировой войны 1939–1945 гг. сотрудничал с британским министерством информации в Сингапуре, разрабатывал антияпонские агитационные материалы. В 1942 г. накануне падения Сингапура эвакуирован вместе с другими сотрудниками министерства. В проливе Берхала (Нидерландская Ост-Индия) корабль потоплен японским военным судном, Третчиков с другими беженцами добрался на спасательной шлюпке до берегов Суматры. Обнаружив, что остров оккупирован японскими войсками, Третчиков и его спутники отправились на шлюпке на Яву в надежде, что тот остров по-прежнему находится под контролем Нидерландов. По прибытии на Яву, также занятую японцами, Третчиков был арестован местными жителями и передан оккупационным властям, которые поместили его в лагерь военнопленных в г. Серанг (Tretchikoff. 1973. P. 74–75). Как лицо без гражданства и бывший российский подданный Третчиков добился освобождения из лагеря и был предоставлен в распоряжение японского художника Коно Такаси в Джакарте. Проживая в столице Нидерландской Ост-Индии и создавая пропагандистские материалы для японцев, Третчиков вновь занялся станковой живописью, выполняя преимущественно портреты индонезийцев. Его творчество этого периода вписывается в традицию колониальной живописи с «экзотическими» сюжетами, представителями которой были такие европейские художники, как Ле Майёр – т. е. работавшие в Юго-Восточной Азии с ориентацией на европейскую аудиторию. В портретах женщин с о. Бали кисти Третчикова прослеживается также влияние аналогичных портретов, созданных в 1930-е гг. мексиканским живописцем М. Коваррубиасом.
В Индонезии Третчиков вошёл в круг местных молодых коллег, получивших в годы оккупации возможность раскрыть свой талант благодаря образовательной программе для индонезийских художников, начатой японскими властями. Среди его индонезийских друзей и коллег — живописцы Басуки Абдуллах и Ли Ман Фонг (Tretchikoff. 1973. P. 139).
После войны, в 1946 г. Третчиков поселился в Кейптауне (получил гражданство Южно-Африканского Союза в 1957). С первых же лет он вступил в конфликт с местным художественным объединением под началом художницы И. Стерн, работавшей в русле немецкого экспрессионизма, поскольку живописные работы Третчикова казались ей слишком «коммерческими». По её настоянию Южноафриканская ассоциация искусств лишила Третчикова возможности провести персональную выставку в принадлежавшей ей галерее (Gorelik. 2013. P. 119–120). Выставка всё же состоялась в 1948 г., но в частной галерее.
Первые же экспозиции портретов и натюрмортов, привезённых Третчиковым из Индонезии, а также созданных по приезде в Южную Африку, ждал коммерческий успех. В 1948–1952 гг. художник провёл выставки в крупнейших городах страны. Однако обычно местом их проведения были не художественные галереи и выставочные залы, а помещения, предоставленные крупнейшими универмагами. Благодаря популярности этих экспозиций Третчиков начал с 1950 г. выпускать полноцветные репродукции своих работ. В 1948–1952 гг. его выставки в Южной Африке увидело рекордное для этой страны количество посетителей: около 250 тыс. человек (Gorelik. 2013. P. 137).
По приглашению «Древнего мистического ордена розы и креста» Третчиков в 1953 г. впервые показал свои работы в США – в Египетском музее этого розенкрейцерского ордена в Сан-Хосе. В том же году его картина «Девушка зулу» (1951) экспонировалась на ежегодной выставке Общества художников Запада США (крупнейшего объединения художников фигуративного направления на Тихоокеанском побережье) в музее де Янга в Сан-Франциско. Это был первый и единственный раз в жизни художника, когда его работа демонстрировалась в музее изобразительных искусств.
В 1953–1954 гг., после зрительского и коммерческого успеха его первой американской выставки, Третчиков экспонировал свои картины в крупнейших универмагах Лос-Анджелеса, Чикаго, Далласа, Кливленда, Милуоки и Сиэтла. Североамериканское турне продолжилось в Канаде в 1954–1955 гг.: выставки проходили в универмагах Торонто, Ванкувера, Монреаля и Виктории. За эти годы в США и Канаде экспозиции работ Третчикова увидели сотни тысяч человек (Gorelik. 2013. P. 143–147).
Со 2-й половины 1950-х гг. в Великобритании и других странах Содружества входят в моду репродукции картин Третчикова. Наиболее популярными стали полноцветные литографии полотен «Китаянка» (1952–1953), «Мисс Вонг» (1952–1953), «Женщина Востока» (1955), «Девушка с острова Бали» (1959). За первые восемь лет в Великобритании было продано более 125 тыс. репродукций «Китаянки» (Rand Daily Mail. 24.3.1962): эта работа Третчикова стала одной из наиболее репродуцируемых картин середины 20 в. в странах Содружества.
В 1966 г. литография картины «Парни, играющие на дудочках» (1959) стала первым в истории изображением африканцев, которое попало в десятку популярнейших репродукций года в Великобритании по данным крупнейшего объединения производителей репродукций в этой стране. В 1958–1966 гг. репродукции картин Третчикова оказывались в десятке самых коммерчески успешных в Великобритании в девять раз чаще, чем работы других художников, живших в то время (The top ten prints of 1966 // Pictures and prints. 1967. Summer. P. 3).
Репродукции работ Третчикова можно увидеть во многих британских кинофильмах 1960–1970-х гг., включая «Представление» режиссёров Д. Каммелла и Н. Роуга (1970) и «Исступление» режиссёра А. Хичкока (1972).
В 1962 г. состоялась наиболее популярная выставка Третчикова – в лондонском универмаге Harrods: экспозицию увидели более 200 тыс. посетителей. В середине 1960-х гг. прошло второе канадское турне Третчикова. В 1-й половине 1970-х гг. Третчиков представил свои работы в крупнейших универмагах Бирмингема, Манчестера и Эдинбурга (Tretchikoff. 1973. P. 278–279). Со 2-й половины 1950-х по конец 1970-х гг. Третчиков также провёл несколько южноафриканских турне.
Репродукции его картин вышли из моды к середине 1970-х гг. Третчиков так и не получил признания коллег и искусствоведов. При этом художник создал образы, отразившие современное ему представление Запада об «экзотическом» Востоке и «загадочной» Африке.
Возрождение интереса к Третчикову в странах Содружества на рубеже 20–21 вв. было вызвано интересом к жилым интерьерам пролетариата и среднего класса 1950-х – 1960-х гг., важным элементом которых были репродукции произведений искусства. Репродукции работ Третчикова, изготовленные в 1950-е – 1970-е гг., в начале 21 в. высоко ценятся коллекционерами.
В 2011 г. в Южноафриканской национальной галерее в Кейптауне состоялась первая ретроспектива Третчикова, экспонаты для которой были привезены из разных городов ЮАР, Западной Европы и США. С 2014 г. в Северо-Казахстанском областном музее изобразительных искусств (Петропавловск) действует экспозиция, рассказывающая о художнике. Первая в России выставка, посвящённая Третчикову, прошла в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве в 2018 г.
Однако на 2022 г. ни одно государственное художественное собрание в мире не включает полотна Третчикова, и его живописные работы можно сегодня увидеть лишь в частных коллекциях.